Андрей рублев святой


Андрей Рублев — известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии, которую мы вам представим ниже. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, — «Троица».

Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

  • 1360-е годы — родился в Радонеже в семье ремесленника.
  • 1405 г. — участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).
  • 1408 г. — работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.
  • 1420 г. — создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.
  • 1425 г. — участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).
  • 1428 г. — смерть от чумы.

Детство, отрочество, монашество

Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим — в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 2019 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 2019 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Росписи Владимирского Успенского собора

Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 2019 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.

Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.

Иконы в Звенигороде

В 2019 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 2019 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

Росписи собора Святой Троицы

В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.

Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.

История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 2019 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 2019 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.

К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 2019 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 2019 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Фильм об Андрее Рублеве

В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 2019 или 1425-1427 гг.

Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

Заказать икону святого

Андрей Рублев, преподобный (ХV) — Смотреть иконы

Житие

Преподобный Андрей иконописец преизрядный, великий церковный художник, иконы которого знает весь мир. Стоглавый собор Русской Православной Церкви 2019 года указывает на него, как на мастера, которому другие художники должны подражать в работе. Святому удалось в красках выразить то, что Писание выражает словом. Образы, написанные преподобным Андреем, прославлены многими чудесами и доныне просвещают мир светом дарованной им благодати. Преподобный Андрей почитается как покровитель иконописцев и всех церковных художников.

Несмотря на крайне скудные сведения о святом, по благословению отца Всеволода Шпиллера настоятеля Николо-Кузнецкого храма в 1980-ых годах было составлено житие преподобного Андрея и написан его первый образ. Отец Всеволод, который говорил, что наступит время прославления святого Андрея и что почитать его будет весь православный мир, не дожил до этого события, состоявшегося в 2019 году, но его предсказания сбылись. Слава преподобного Андрея как великого святого продолжает шириться: воздвигаются храмы, освящаются престолы в его честь, а верующие люди, особенно художники, ощущают его помощь.

После закрытия Спасо-Андрониковой обители в 2019 году первое богослужение здесь состоялось в день светлой памяти преподобного Андрея Рублева 17 июля 2019 года, на том месте, где и был погребен святой иконописец вместе со своим другом и сопостником Даниилом Черным. В 2019 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определенной вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублеву.

В 2019 году Священный Синод РПЦ утвердил орден преподобного Андрея Рублева, присуждаемый за заслуги в области церковного искусства.

Преподобный Андрей просиял в Русской земле в дни благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Святой родился около 2019 года от благочестивых родителей, имена которых неизвестны. Из-за прозвища Рублёв (от слова рубель инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.

В тяжелое время татаро — монгольского ига, благодаря примеру преподобного Сергия Радонежского Русская земля расцвела множеством святых, как райский сад. Увидев, как ничтожно все земное, вдохновленный живым образцом окружавших его подвижников, будущий известный живописец, чье мирское имя не дошло до нас, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Андрей. Здесь в обители преподобного Сергия с юных лет святой Андрей возрастал в Духе Божием.

В 2019 году близ Москвы на реке Яузе преподобным Андроником, по благословению Сергия Радонежского был возведен монастырь во имя образа Спаса Нерукотворенного (Спасо-Андроников монастырь). Туда же преподобный Сергий направил и своего ученика Андрея, так как ему было открыто, что в Москве и иных городах, близ палат княжеских, святому Андрею дано прославить Имя Божие и утверждать святую веру Христову. Вся его жизнь была связана с этими двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковским монастырем. Там около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим сопостником Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

Преподобный Андрей обладал даром от Бога к написанию святых образов. Доподлинно неизвестно где учился преподобный: у приезжих греческих мастеров, которых приглашали в Москву русские князья, или же в Болгарском княжестве, так как в то время многие русские живописцы учились в балканских и греческих странах, но талант его был замечен и ценился очень высоко. По молитвам духовного отца своего Сергия преподобный Андрей преуспел во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских, — повествует нам житие.

Первое упоминание об Андрее в летописи, свидетельствующее о том, что чернец Андрей  вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем расписали Благовещенский собор Московского кремля, появилось только в 2019 году. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 2019 году, когда он делал росписи с Даниилом Черным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже сформировался свой, настоящий русский стиль письма и появились помощники и ученики.

Святые живописцы жили в непрестанной молитве и посте, тщательно скрывая свои подвиги, о которых говорят написанные ими иконы. Именно поэтому Церковь постановила почитать иконописцев паче простых человек. Каждый день Андрей и Даниил писали святые образы, а в праздники занимались непрестанным созерцанием святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и святых, и ум возносили к невидимому и невещественному Свету.

Есть мнение, что преподобный Андрей был одним из последователей исихазма учения о Фаворском свете, как раз получившим распространение на Афоне в то время. Монахи через молитву достигали созерцания нетварного Божественного света, который явился ученикам Иисуса Христа на Фаворе во время Преображения. Именно светоностность и мягкость ликов поражают нас в иконах преподобного Андрея Рублева. Они свидетельствуют не только о глубине духовной жизни преподобного, но и о его исключительной образованности. Известно, что с преподобным Андреем любил беседовать о духовном делании святитель Киприан, митрополит Московский, который долгие годы жил на Афоне, а так же немало внес в творчество Андрея Феофан Грек, писавший в очень своеобразной манере

Об иконах Андрея услышал и князь Юрий Звенигородский, который пригласил преподобного  в Звенигород украсить росписями Успенский собор. По благословению святого Саввы игумена Сторожевского, был написан Деисус для соборной церкви и многие другие иконы. Несколько образов из Звенигородского деисусного чина в настоящее время находятся в собрании Третьяковской галереи. Их отличает тихость и молчание и доброе воление и красота совершенная, — повествует нам житие.

В 2019 году татарский хан Едигей снова совершил поход на Русскую землю и пожег многие окрестные города. К тому времени преподобный Сергий уже почил. Явившись во сне своему ученику игумену Никону, он предупредил его о нашествии и повелел братии уйти в безопасное место. После этого святой Никон воздвиг в монастыре каменный Троицкий собор, на месте сожженного деревянного. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Черным руководил работами в новом Троицком соборе, но эти росписи не сохранились.

В 2019 или 142527 годах Андрей Рублев создал свой непревзойденный шедевр чудотворную икону Святой Троицы, которая была написана в похвалу преподобному Сергию.

Преподобный Сергий, видевший в Святой Троице образ совершенной Любви, посвятил свой монастырь именно Ей: дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего  и эту идею своего наставника удивительно точно передал в красках преподобный Андрей. Икона преподобного являет собой не только плод художественного совершенства и духовности, но и глубокой философии. Убрав из традиционного сюжета Троицы всех персонажей, кроме трех Ангелов, художник изображает между ними безмолвную беседу предвечного совета, где Бог Отец благословляет Сына на крестный подвиг, а Он, смиренно склонив голову, принимает это благословение. Всеведущий и Безграничный Святой Дух скрепляет и благословляет этот выбор.

После написания этого образа Андрей вернулся в Спасо-Андрониковский монастырь, где весной 2019 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Спустя некоторое время, около 2019 года он заболел и был призван в небесные обители. Уже после смерти Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в своем сердце, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном. Вскоре преставился и преподобный Даниил, так как великая между ними была любовь, и смерть не могла разлучить их надолго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *