Дети с зпр лечение


12.01.2019

Задержка психического развития подразумевает несоответствие развития отдельных психических функций возрастным нормам. Такое понятие используется в педиатрии и психологии в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста. У ЗПР множество проявлений, а ее диагностика и лечение требуют комплексного и специфического подхода.

Общая характеристика патологии

Статистика показывает, что задержка психического развития наблюдается у каждого 6-7 ребенка. Патология подразумевает нарушение различных психических функций, к которым относят эмоционально-волевую сферу, внимание, память, мышление.

До 2019 года задержка психического развития была медицинским (психиатрическим) диагнозом. В соответствии с классификацией МКБ-10 сегодня такое нарушение относится к психическим расстройствам (F00-F99).

Различные психические функции развиваются неравномерно, поэтому диагноз ЗПР ставят обычно в среднем или старшем дошкольном возрасте либо школьникам. Такое расстройство вызывает специфические трудности в процессе обучения.

Классификация

Существует несколько классификаций ЗПР. Чаще используется этиопатогенетический принцип классифицирования, так как есть несколько вариантов происхождения расстройства:

  • Церебрально-органическое. Данная форма нарушения наиболее распространена и подразумевает два варианта – психическую неустойчивость и психическую тормозивность.
  • Конституциональное. Такая форма патологии представлена неосложненным психическим и психофизическим инфантилизмом. В этом случае наблюдается инфантильный тип телосложения, преобладает игровая мотивация, эмоционально-волевая сфера и личность в целом незрелы.
  • Соматогенное. Задержку психического развития в этом случае обуславливает перенесенное ранее тяжелое соматическое состояние.
  • Психогенное. Такое происхождение ЗПР подразумевает ранее возникшие и продолжительно действующие неблагоприятные условия воспитания.

Существует и другая классификация ЗПР, в основу которой легли биологические факторы. По такому принципу выделяют следующие варианты течения патологии:

  • дизонтогенетическое (психический инфантилизм);
  • энцефалопатическое (негрубые органические поражения ЦНС);
  • вторичный характер на фоне сенсорных дефектов (ранние нарушения слуха, зрения);
  • ЗПР при ранней социальной депривации.

Причины

Задержка психического развития является следствием определенных биологических и социально-психологических факторов.

Биологические причины ЗПР могут быть следующие:

  • поражение ЦНС во время внутриутробного развития: гипоксия, травма, инфицирование, вредные привычки у матери, резус-конфликт, тяжелый токсикоз;
  • внутричерепная родовая травма;
  • недоношенность;
  • рахит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • порок развития головного мозга, опухоль;
  • фетальный алкогольный синдром (врожденные пороки развития);
  • гидроцефалия;
  • эпилепсия, эпилептическая энцефалопатия;
  • тяжелая инфекция: менингит, менингоэнцефалит, сепсис;
  • врожденные заболевания эндокринной системы;
  • заболевания сердца, почек;
  • нарушения зрения, слуха.

Социально-психические причины ЗПР могут быть следующими:

  • Гипоопека (отсутствие надзора, недостаточная опека), в том числе педагогическая запущенность. Такой вариант психогенной задержки психического развития наиболее распространен. Личность ребенка развивается аномально. Отсутствует воспитание форм поведения, не стимулируется познавательная деятельность и интеллектуальные интересы.
  • Гиперопека (кумир семьи). В этом случае родители тревожны, стремятся привязать ребенка к себе, исключить все возможные опасности и препятствия в его жизни. Ребенок не преодолевает трудности самостоятельно, отсутствует соотношение желаний и потребностей с необходимостью приложения усилий.
  • Невротический тип развития личности. Этот вариант подразумевает, что у ребенка очень авторитарные родители либо в семье практикуется физическое насилие, деспотизм, агрессия.

Задержка психического развития может быть наследственной. Иногда такой диагноз передается из поколения в поколение.

Симптомы ЗПР

При ЗПР отдельные психические функции недостаточно развиты, что характеризуется соответствующими признаками:

  • нестойкость, поверхностность, кратковременность внимания, быстрое его переключение при любой внешней стимуляции;
  • неточность и замедленность восприятия, невозможность сформировать целостный образ, зрительная информация воспринимается лучше слуховой;
  • мозаичная память, преобладание ее наглядно-образной формы, низкий уровень мысленной активности при воспроизведении информации;
  • ограниченность словарного запаса, нарушена слуховая дифференциация, имеется задержка речевого развития, ребенку трудно построить высказывания;
  • нарушено образное мышление, для абстрактно-логического мышления нужна помощь родителей или педагога, ребенок не способен делать выводы и заключение на основе услышанной информации.

Проблема речевого развития при ЗПР может выражаться дислалией и
дислексией. В первом случае нарушено звукопроизношение (звуки отсутствуют, заменяются, искажаются, смешиваются), а во втором избирательно нарушена способность овладеть навыками чтения.

Задержка психического развития затрагивает эмоционально-волевую сферу, что выражается следующими симптомами:

  • несамостоятельность;
  • внушаемость;
  • лабильность;
  • эмоциональная неустойчивость – контрастное проявление эмоций, постоянная смена настроения;
  • тревожность;
  • беспокойство;
  • нередко состояние аффекта.

Ребенок с ЗПР может быть агрессивен. Он плохо определяет эмоции чужих людей и не может охарактеризовать свои. Нередко у ребенка низкая самооценка, привязанность к какому-нибудь сверстнику.

У детей с ЗПР возникают проблемы с межличностным общением. Их не принимают в игры сверстники с нормальным развитием, общение и взаимодействие с ними отсутствует. Ребенок с ЗПР предпочитает общаться с детьми младше себя, так как уровень их развития более близок ему. Нередко общение исключается полностью. На занятиях ребенок с ЗПР предпочитает самостоятельную работу и редко сотрудничает с другими людьми.

При церебрально-органическом происхождении ЗПР возможна психическая неустойчивость или психическая тормозивность. В первом случае ребенок шумен, подвижен, громко кричит. Он делает попытки включиться в игры сверстников, но только мешает и ссорится с ними, так как следовать правилам не умеет. Он ласков к взрослым, но легко начинает конфликтовать, что сопровождается грубостью и крикливостью. И обида, и раскаяние проявляются неглубоко и кратковременно.

Дети с психической тормозивностью отличаются нерешительностью, медлительностью, робостью. Они имеют симбиотическую привязанность к родителям, поэтому трудно адаптируются в садике, школе. Таким детям свойственна плаксивость, избегание подвижных игр. В школе они теряются и молчат, даже если знают ответ.

Отдельно следует рассматривать проявления задержки психического развития у детей младшего дошкольного возраста. Родителям следует забеспокоиться в следующих случаях:

  • к 4 месяцам отсутствует реакция и улыбка на речь и жесты родителей;
  • к 9 месяцам отсутствует лепет, гуление;
  • к полутора годам ребенок не произносит простые слова (мама, папа, дай), отсутствует реакция на свое имя, просьбу;
  • к 2 годам словарный запас менее 10 слов;
  • к 2,5 годам в запасе менее 20 слов, отсутствует умение составлять простые фразы;
  • к 3 годам проглатывание окончаний слов, слишком быстрая или медленная речь, отсутствие предложений в ней.

Диагностика

Задержка психического развития выявляется комиссией, состав которой представлен различными специалистами – психологом, дефектологом, педиатром, неврологом, логопедом, психиатром. Важным моментом в диагностике является сбор анамнеза. Необходимо выявить имеющиеся или перенесенные заболевания и травмы, особенности протекания беременности и родов. Обязательно анализируются условия жизни ребенка, состав семьи.

Специалисты беседуют с ребенком, изучая его интеллектуальные процессы и эмоционально-волевую характеристику. Проводят нейропсихологическое тестирование – скрининговые и специальные функциональные тесты. Необходимо также логопедическое обследование, в ходе которого оценивается общий и речевой анамнез, строение и подвижность артикуляционных органов, анализируются невербальные функции и множество других факторов.

На основании полученной информации комиссия составляет заключение, которое включает не только диагноз, но и рекомендации по воспитанию и обучению ребенка.

Чтобы подтвердить или исключить церебрально-органическое происхождение расстройства, прибегают к инструментальным методам диагностики – электроэнцефалографии, компьютерной или магнитно-резонансной томографии головного мозга. Необходимо также дифференцировать задержку психического развития от ряда психических расстройств – аутизма, олигофрении.

Лечение и коррекция ЗПР

При диагностированной задержке психического развития необходим комплексный подход. В лечении и коррекции такого расстройства должны участвовать родители, педиатр, невролог, логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

Детям с ЗПР рекомендовано посещать специализированное дошкольное учреждение либо соответствующую группу в обычном садике. Школьное обучение предполагает коррекционный класс либо школу VII типа.

При обучении детей с ЗПР основываются на следующих принципах:

  • дозированная подача учебного материала;
  • многократное повторение;
  • активное использование наглядных материалов – упор должен делаться на них;
  • виды деятельности надо часто менять;
  • активно развивать познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление;
  • развивать эмоциональную, моторную и сенсорную сферы – используется игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия.

При ЗПР требуется также медикаментозная терапия. Назначение лекарственных препаратов основано на выявленном соматическом или церебрально-органическом нарушении. Обычно прибегают к ноотропным препаратам – Аминалону, Пирацетаму, Энцефаболу, Фенибуту, Церебролизину, Глицину, Актовегину. Назначают также антиоксиданты, антигипоксанты (Мексидол), витамины и витаминно-минеральные комплексы.

Если у ребенка наблюдается избыточная двигательная активность, возбудимость или эмоциональная неустойчивость, то лечение подразумевает прием седативных препаратов, воздействующих на соответствующие зоны.

Дополнительно к основному лечению может быть назначена физиотерапия, в том числе водолечение, лечебная физкультура, массаж. В индивидуальном порядке проводится также микротоковая рефлексотерапия, которая позволяет решить следующие задачи:

  • активизировать лобные доли – развить логическое мышление, сформировать адекватное поведение, выработать бытовые навыки;
  • активизировать речевые зоны мозга – улучшить понимание обращенной речи, развить фразовую и связную диалоговую речь;
  • активизировать учебные зоны мозга – повысить интерес к процессу учебы, сформировать навыки чтения, письма, счета, улучшить память и концентрацию внимания.

При задержке психического развития у ребенка родители должны принимать активное участие в его лечении, коррекции, адаптации. Важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • развитие общего запаса знаний у ребенка;
  • грамотная организация развивающей среды – должно быть четкое разделение игровой, учебной зоны и зоны отдыха;
  • развитие специальных навыков и умений;
  • поиск скрытых талантов, стимуляция приспособительной активности;
  • приучение ребенка к спорту, заботе о своем здоровье;
  • поддержка благоприятного психологического климата в семье;
  • сохранение спокойствия, доброжелательности, безграничное терпение;
  • общаться с родителями, имеющими детей с аналогичным диагнозом;
  • общаться с ребенком и учить его общению, просьбе, помощи другим людям;
  • не жалеть ребенка, не акцентировать внимание на его особенности;
  • не ограничить самостоятельность ребенка – он должен сам одеваться, учиться обслуживать себя, самостоятельно принимать решения;
  • четкое, краткое, последовательное и конкретное изложение своих мыслей;
  • при необходимости ребенку надо отказывать, но делать это терпеливо и обоснованно;
  • интересоваться мнением ребенка, давать ему высказывать, а при необходимости тактично поправлять, объясняя его ошибку.

Прогноз, последствия

Прогноз при задержке психического развития благоприятен. Дети с таким диагнозом обучаемы, поэтому правильно организованная коррекция обеспечивает положительную динамику. Для освоения знаний, умений и навыков таким детям нужна помощь педагога, в то время как дети с нормальным развитием усваивают это самостоятельно.

После окончания школы ребенок с ЗПР может продолжить обучение в зависимости от уровня развития в ПТУ, колледже. Аттестат он получает в девятом классе после сдачи ГИА.

Отсутствие лечения и своевременной коррекции задержки психического развития может вызвать ряд отрицательных последствий. У ребенка возникают трудности в общении, развивается комплекс неполноценности, появляются конфликты не только со сверстниками, но и с педагогами, родителями. Существует риск развития сложных психических расстройств, возможна даже склонность к суициду.

Задержка психического развития может отложить отпечаток на всю жизнь. Человек трудно адаптируется в социуме, не может найти работу, устроить личную жизнь.

Профилактика

Предупреждение задержки психического развития должно быть организовано еще во время беременности. Это предполагает грамотное ее планирование, исключение вредных привычек у матери, профилактику любых заболеваний, особенно инфекционных.

После рождения ребенка важны следующие профилактические меры:

  • профилактика соматических заболеваний, инфекций;
  • благоприятные условия для воспитания и развития ребенка;
  • своевременное обследование у различных специалистов;
  • телесно-эмоциональный контакт с ребенком – объятия, поцелуи, ласковые прикосновения.

Задержка психического развития встречается довольно часто и выявляется у дошкольников или школьников в начальных классах. Такой диагноз требует своевременного лечения и коррекции, а также обучения в специализированном классе (группе) или школе (садике) определенного типа.

Задержка психического развития (или сокращенно ЗПР) характеризуется отставанием в формировании психических функций. Наиболее часто выявляется данный синдром перед приемом в школу. Детский организм реализует свои возможности в замедленном темпе. Для задержки психического развития также характерен малый запас знаний у дошкольника, скудность мышления и неспособность долго заниматься интеллектуальной деятельностью. Для детей с данным отклонением более интересно просто играть, а сосредоточиться на обучении для них крайне проблематично.

Задержка психического развития захватывает не только психологические аспекты личности. Нарушения наблюдаются в разных видах деятельности, физической и психической.

Задержка психического развития – промежуточная форма нарушений в развитии малыша. Некоторые функции психики развиваются медленнее, чем другие. Имеет место повреждение или неполноценное формирование отдельных областей. Степень недостаточного формирования или глубина имеющихся повреждений может варьироваться от случая к случаю.

Причины ЗПР

Причины биологического плана:

  • проблемы при беременности (перенесенные инфекции, травмы, сильные токсикозы, интоксикации), гипоксия плода, зафиксированная в период вынашивания;
  • недоношенность;
  • родовые травмы, асфиксия;
  • заболевания в младенческом возрасте (травмы, инфекции, интоксикации);
  • генетическая предрасположенность.

Причины социального характера:

  • долговременная изоляция ребенка от общества;
  • частые стрессы и конфликты в семье, в саду, ситуации, наносящие психологическую травму.

Имеет место сочетание ряда факторов. Две или три причины, обуславливающие задержку психического развития, могут объединяться, что приводит к усугублению нарушений.

Виды ЗПР

ЗПР конституционного генеза

В основу данного вида ложится наследственный инфантилизм, затрагивающий психические, физические и психологические функции организма. Эмоциональный уровень при данном типе задержки развития, а также уровень волевой сферы больше напоминают уровни младшего школьного возраста, а значит, занимают более раннюю ступень формирования.

Какова общая характеристика данного вида? Он сопровождается прекрасным настроением, легкой внушаемостью, эмоциональностью поведения. Яркие эмоции и переживания очень поверхностны и нестойки.

ЗПР соматогенного генеза

Данный вид связан с соматическими или инфекционными болезнями у ребенка, либо хроническими болезнями мамы. Психический тонус в данном случае снижается, диагностируется задержка развития в эмоциональном плане. Соматогенный инфантилизм дополняется различными страхами, которые связаны с тем, что дети с задержкой развития не уверены в себе или считают себя неполноценными. Неуверенность дошкольника вызвана множественными запретами и ограничениями, имеющими место в домашней среде.

Дети с задержкой развития должны больше отдыхать, спать, лечиться в санаториях, а также правильно питаться и проходить соответствующее лечение. На благоприятность прогноза будет влиять состояние здоровья маленьких пациентов.

ЗПР психогенного генеза

Данный вид вызывается частыми стрессовыми ситуациями и травмирующими психику условиями, а также плохим воспитанием. Условия внешней среды, не соответствующие благоприятному воспитанию детей, способны ухудшить психоневрологическое состояние ребенка с задержкой развития. Одними из первых нарушаются вегетативные функции, а затем и эмоционально-психологические.

ЗПР церебрально-органического генеза

Вид, предполагающий частичное нарушение некоторых функций организма, которое сочетается с незрелостью нервной системы. Поражение центральной нервной системы носит органический характер. Локализация поражения не влияет на дальнейшее нарушение умственной деятельности. Поражение ЦНС такого плана не приводит к умственной неполноценности. Широко распространен именно этот вариант задержки психического развития. Какие симптомы для него актуальны? Характеризуется он ярко выраженными нарушениями в эмоциональном плане, а также чрезвычайно страдает волевой аспект. Заметно замедление формирования мышления и познавательной деятельности. Данный вид задержки развития в целом характеризуется замедлением в созревании эмоционально-волевого уровня.

Особенности проявления ЗПР

Физическое развитие

У детей с задержкой развития всегда довольно сложно диагностировать синдром. Особенно непросто это понять на ранних этапах роста. Какие есть особенности детей с ЗПР?

Для таких деток характерно замедление физического воспитания. Наиболее часто отмечаются признаки плохого формирования мускулатуры, низкий уровень тонуса мышц и сосудов, отставание в росте. Также дети с задержкой развития поздно учатся ходить, говорить. Игровая деятельность и способность к опрятности также приходят с задержкой.

Воля, память и внимание

Дети с ЗПР слабо заинтересованы в том, чтобы их деятельность или работу оценивали, хвалили, у них нет присущей другим детям живости и эмоциональности восприятия. Слабоволие сочетается с монотонностью и однообразием деятельности. Игры, в которые предпочитают играть дети с задержкой развития, обычно абсолютно нетворческие, в них отсутствуют фантазия и воображение. Детки с задержкой развития быстро устают от работы, потому что их внутренние ресурсы моментально истощаются.

Ребенок с ЗПР отличается плохой памятью, неспособностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, медлительностью. Он не может долго фиксировать внимание. В результате задержки ряда функций малышу требуется больше времени для восприятия и обработки информации, зрительной или слуховой.

Одним из наиболее ярких признаков задержки развития является то, что ребенок не в состоянии заставить себя что-то сделать. Работа эмоционально-волевой сферы заторможена, и, как следствие, появляются проблемы с вниманием. Ребенку сложно сконцентрироваться, он часто отвлекается и никак не может «собраться с силами». В то же время вероятно увеличение двигательной активности и речи.

Восприятие информации

Детям с задержкой развития сложно воспринимать информацию цельными образами. К примеру, у дошкольника вызовет затруднение определить знакомый предмет, если он помещен в новом месте или представлен в новом ракурсе. Обрывистость восприятия связана с малым количеством знаний об окружающем мире. Скорость восприятия информации также отстает и затруднено ориентирование в пространстве.

Из особенностей деток с задержкой психического развития следует выделить еще такую: они лучше запоминают зрительную информацию, чем словесную. Прохождение специального курса по освоению различных техник запоминания дает хорошие успехи, показатели детей с ЗПР становятся лучше в этом плане по сравнению с детьми без отклонений.

Речь

Ребенок отстает в развитии речи, что приводит к различным проблемам в речевой деятельности. Отличительные особенности становления речи будут индивидуальными и зависят от тяжести синдрома. Глубина ЗПР может влиять на речь по-разному. Иногда присутствует некоторая задержка в речевом формировании, которая практически соответствует уровню полноценного развития. В некоторых случаях имеет место нарушение лексико-грамматической основы речи, т.е. в целом заметно недоразвитие речевых функций. Восстановить речевую деятельность в состоянии опытный дефектолог, к которому следует обратиться за консультацией.

Мышление

Рассматривая вопрос мышления у детей с задержкой психического развития, можно отметить — наибольшую проблему для них представляет решение задач на логику, предлагаемых в словесной форме. Отставание в развитии происходит также и в других аспектах мышления. Приближаясь к школьному возрасту, детки с задержкой развития плохо владеют способностью выполнять интеллектуальные действия. Они не могут, например, обобщать, синтезировать, анализировать или сравнивать информацию. Познавательная сфера деятельности при ЗПР также находится на низком уровне.

Детки, страдающие задержкой психического развития, гораздо хуже своих ровесников подкованы во многих вопросах, связанных с мышлением. Они имеют очень скудный запас информации об окружающем мире, плохо представляют себе пространственные и временные параметры, их словарный запас также значительно отличается от имеющегося у детей того же возраста, и не в лучшую сторону. Интеллектуальная работа и мышление не имеют ярко выраженных навыков.

Центральная нервная система у детей с задержкой развития незрела, ребенок не готов к походу в первый класс в 7-летнем возрасте. Дети с задержкой психического развития не умеют производить основные действия, связанные с мышлением, плохо ориентируются в заданиях и не могут спланировать свою деятельность. Обучение детей с ЗПР письму и чтению крайне проблематично. Буквы у них перемешиваются, особенно те, что похожи по написанию. Мышление заторможено — написать самостоятельный текст дошкольнику очень трудно.

Дети с задержкой развития, попадающие в обычную школу, становятся неуспевающими учениками. Такое положение чрезвычайно травмирует и без того поврежденную психику. В результате этого появляется негативное отношение ко всему обучению в целом. Решить проблему поможет квалифицированный психолог.

Создание благоприятных условий

Для комплексного развития ребенка необходимо создание внешних благоприятных условий, которые бы способствовали успешному обучению и стимулировали работу различных частей ЦНС. Важно создать для занятий развивающую предметную среду. Что в нее входит? Развивающие игровые занятия, спортивные комплексы, книги, природные объекты и другое. Также немаловажную роль будет играть общение со взрослыми. Общение это должно быть содержательным.

Игра – ведущая деятельность для ребенка 3-7 лет. Практическое общение со взрослым, который бы обучал ребенка манипулировать тем или иным предметом в игровой форме, является для детей с задержкой психического развития первостепенно важным. В процессе упражнений и занятий взрослый помогает ребенку познавать возможности взаимодействия с другими предметами, развивая тем самым его мыслительные процессы. В задачу взрослого входит стимуляция ребенка с отставанием в развитии познавать и исследовать окружающий мир. Обратиться за консультацией по данным вопросам можно к психологу.

Развивающие игры

Коррекционные занятия для детей с ЗПР следует разнообразить дидактическими играми: матрешками и пирамидками, кубиками и мозаиками, играми на шнуровке, липучках, пуговицах и кнопках, вкладышами, музыкальными инструментами, игровыми приспособлениями с возможностью извлечения звуков. Также будут полезны наборы для сравнения цветов и предметов, где будут представлены разнокалиберные однородные вещи, отличные по цвету. Важно «снабдить» ребенка игрушками для сюжетно-ролевых игр. Куклы, кассовый аппарат, кухонная посуда, машинки, мебель для дома, животные – все это будет крайне полезно для полноценных занятий и игр. Дети очень любят всевозможные занятия и упражнения с мячом. Используйте его для катания, подбрасывания или учите ребенка кидать и ловить мяч в игровой форме.

Часто следует обращаться к играм с песком, водой и другими природными материалами. С такими естественными «игрушками» ребенку очень нравится заниматься, к тому же они прекрасно справляются с задачей формирования тактильных ощущений, используя игровой аспект.

Физическое воспитание малыша дошкольного возраста и его здоровая психика в будущем напрямую зависят от игры. Активные игры и упражнения, проводимые на регулярной основе, будут прекрасными методами для обучения ребенка владеть своим телом. Делать упражнения необходимо постоянно, тогда эффект от таких занятий будет максимальным. Позитивное и эмоциональное общение во время игры между малышом и взрослым создает благоприятный фон, который также способствует улучшению нервной системы. Используя в своих играх воображаемых персонажей, вы помогаете ребенку проявлять фантазию, творчество, что будет способствовать формированию речевых навыков.

Общение как помощь в развитии

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним каждую мелочь: все, что его окружает, что он слышит или видит, о чем мечтает, о планах на день и выходные и т.д. Стройте короткие понятные предложения, легкие для восприятия. При разговоре учитывайте не только качество слов, но и их сопровождение: тембр, жесты, мимику. Разговаривая с ребенком, всегда держите зрительный контакт и улыбайтесь.

Задержка психического развития предполагает включение в коррекционную программу обучения прослушивание музыки и сказок. Они положительно влияют на всех детей, вне зависимости от того, имеются у них какие-либо нарушения или нет. Возраст также значения не имеет, они одинаково любимы детьми 3 и 7 лет. Их польза доказана годами педагогических исследований.

В процессе обучения развить речь вам помогут книги. Детские книжки с яркими картинками можно читать вместе, изучая рисунки и сопровождая их озвучиванием. Побуждайте ребенка повторять услышанное или прочитанное. Выбирайте классику: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак — они станут верными помощниками в деле формирования личности ребенка.

Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития

Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

Причины отставания в развитии

Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.

Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Виды задержки психического развития

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Осложнения и последствия задержки психического развития

Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

Диагностика задержки психического развития

В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.

Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Вместо заключения

Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.