Иоанн богослов как умер


Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,  может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек – никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.

На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них – Иоанн.

По преданию, матерью Иоанна была Саломия – родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.

Материал по теме

Иоанн Богослов

О евангелисте Иоанне Богослове мы знаем действительно много. Он не только входил в число Двенадцати апостолов, но и единственный из всех евангелистов был с Иисусом во время всех основных событий, о которых писал

Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде – небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам – что называется оптом. Во время одного из таких занятий – починки сетей и сортировки улова – и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:

– Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

Молодые люди оставили все – промысел, дом, родителей – и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг – такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.

Правда, один из братьев – Иоанн – еще раньше понял, что Иисус – Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника – Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он – Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.

Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша – почти ребенок – Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все,  кто видел Господа во плоти, Иоанн – уже глубокий старец – повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это – потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду – очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».

Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке – Пресвятой Богородице – и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.

По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия – территория современной Турции.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной  хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей – по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать – кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.

Материал по теме

Ученики: апостол Иоанн Богослов

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию.

На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания – Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов – именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения – после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении – самой загадочной книге Нового завета.

Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.

Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:

– Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!

Материал по теме

Любимый ученик Христа Иоанн Богослов

Память апостола Иоанна Богослова Церковь празднует 21 мая.

Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил – он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.

Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя. Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем – по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой. Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.

Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла – мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.

Иллюстрация: Иоанн Богослов. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Любимый ученик Христа Иоанн Богослов

Иоанн Богослов (История апостолов с Андреем Десницким) 

“12 АПОСТОЛОВ”: апостол Иоанн Богослов

ТРЕТИЙ ПОСЛАННИК

Как мы знаем, согласно общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед концом міра на землю Богом будут посланы праведный Енох [3] и пророк Илия. Однако, по мнению некоторых толкователей, будет и третий исключительный посланник Божий во времена антихриста – сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов.

Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной міра вновь проповедовать на земле. Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании, а именно – в Евангелии от Иоанна.

В кратком жизнеописании святого Иоанна Богослова, помещенном в богослужебном Евангелии, так говорится о кончине апостола: «поживе лет 120 и по сих живого себе тамо (в Ефесе) погребе Божиею волею» .

В Житии апостола Иоанна Богослова читаем: «Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть, время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею». И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с большим плачем покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, тем не менее ничего не нашли там и весьма не мало плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И всякий год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное мiро (в слав. тексте жития – «прах тонкий» ) и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого во веки веков, аминь» («Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. – Москва, 1902. Синодальная Типография, с. 590).

На месте погребения апостола Иоанна (в нынешней Турции) ежегодно, именно в восьмой день мая (видимо, это символ вечного «восьмого дня»), стал появляться тончайший розовый прах, который собирали верующие для исцеления от различных болезней. Ради этого чуда исхождения «тонкого праха» Церковью и установлено празднование святому апостолу Иоанну 8 (21) мая. А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле (кроме сведений об исчезновении тела из зарытой могилы) или мощах. У других же апостолов Христовых имелись святые мощи и истории этих мощей.

И в Житии святой мученицы Ермионии сказано: «Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии, имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами. Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию» («Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского» : Сентябрь. – С. 113).

взято

Среди книг Священного Писания, данных людям Господом через своих учеников, особо выделяется Апокалипсис. Он повествует о «конце времен», ожидающем человечество в результате ведения им греховного образа жизни. Автором Апокалипсиса является апостол-евангелист Иоанн Богослов (другое название книги прямо указывает на это — «Откровение святого апостола Иоанна Богослова»). Господь избрал данного человека для того, чтобы тот нес предупреждение всем жителям Земли. Дату памяти Иоанна Богослова Церковь учредила 21 мая (8 мая по с.ст.), в день его кончины.

Содержание статьи:

  • Начало служения Христу
  • Глас с неба
  • Последние годы жизни и смерть

Начало служения Христу

В день памяти святого апостола давайте подробнее остановимся на житие Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов был сыном дочери святого Иосифа Обручника от первого брака Саломеи и христианина по имени Зеведей. Также апостол приходился братом святому Иакову и племянником самому Христу. В число учеников Иисусовых Иоанн Богослов попал, последовав призыву Сына Божия на Генисаретском озере. На тропу веры он вступил вместе с братом. Именно святой Иоанн стал одним из трех ближайших к Христу учеников и явился свидетелем многих знамений и чудес, творимых Спасителем при жизни. Именно он задал Иисусу вопрос во время Тайной Вечери о том, кто предаст Учителя, а также один из всех апостолов не скрылся в момент распятия Мессии на кресте и заботился по воле принесшего себя в жертву ради спасения человечества о Матери Божьей до самого Успения Пречистой.

Согласно жребию, призванному определить каждому ученику Христову землю для ведения там проповеднической деятельности, Иоанн Богослов должен был следовать в Малую Азию. Для того, чтобы попасть на место, апостолу предстояло путешествие по морю, чего он безумно боялся. Поэтому, когда все ученики собрались в путь, Иоанн остался с Девой Марией в Иерусалиме, где пробыл до 50-го года. Но в Малую Азию ему все равно прищлось поплыть, и когда это произошло, корабль, на котором плыл ученик Христа, потерпел крушение. Впрочем, никто не погиб, и даже сам апостол, пропавший было без вести, позже оказался чудесным образом вынесен волной на сушу целым и невредимым.

Прибыв в Ефес вместе с учеником Прохором, Иоанн Богослов стал жертвой притеснения местной жительницей Романой. Однако Бог заступился за своих подопечных: очень быстро конфликт был разрешен, а злобная женщина и два спасенных по молитвам апостола мужчины приняли христианское Крещение. По пламенной просьбе Иоанна Господь явил страшные знамения язычникам, бесновавшимся в городе, для обращения их в истинную веру. Это помогло, и тысячи людей покинули лоно язычества. К несчастью, о случившемся, в частности — о разрушении землетрясением, вызванным молитвами апостола к единому Господу, античного храма узнал император Домициан. Он приказал схватить проповедника, а увидев ученика Иисуса лично, приговорил несчастного к смертной казни. Однако не так-то легко оказалось убить человека, находящегося под покровом Божьим. Яд, выпитый апостолом, не возымел на него ни малейшего действия, а кипящее масло в котле, куда бросили Иоанна Богослова после, не причинило вреда телу святого. В итоге Домициан сослал праведника на о.Патмос, решив, что тот бессмертен.

Путь на остров лежал через море. Во время путешествия у Иоанна появилась возможность обратить сопровождавших его стражников к Богу. По молитвам святого был спасен человек, упавший за борт, команда утолила жажду свежей водой, а больной дизентерией исцелился. Видя такие чудеса, стражники хотели отпустить апостола, но тот воспротивился. Тогда они остались рядом с учеником Иисуса на Патмосе на 10 дней, в результате чего приняли святое Крещение и сделались христианами.

В ссылке апостол не прекращал совершать чудеса. Иоанн изгнал из юноши, сына жителя города Флоры, беса, в итоге покрестив самого пострадавшего и всю его семью; разоблачил язычника-волхва Кинопса; воскрешал детей и взрослых из мертвых; исцелял женщин от бесплодия; избавлял от уныния и безверия отчаявшихся. Своими пламенными молитвами он разрушил храмы Диониса и Аполлона на острове и почти всех жителей Патмоса обратил на путь христианства.

Глас с неба

В 96 году сменилась власть: на трон взошел император Нерва, потому как предыдущий правитель был убит. Новый царь не имел желания преследовать христиан и препятствовать распространению их вероучения. Мало того, он освободил Иоанна Богослова, и тот,получив от Господа видение, подготовился отплыть с Прохором в Ефес. Жители Патмоса опечалились, узнав об этом, и обратились к апостолу с просьбой оставить им письменную версию Слова Божия. Так появилось знаменитое на весь мир Евангелие от Иоанна, переданное людям Господом. Святой апостол изрекал, а его спутник записывал послание в течение двух дней. Получилось два экземпляра Евангелия: один они оставили жителям острова, другой взяли с собой.

По Священному Преданию Апокалипсис был записан Прохором со слов Иоанна там же. Этому предшествовал десятидневный пост апостола в молитве и уединении, проживание в пещере. В последней Иоанн Богослов и услышал глас небес о событиях, которые следует ожидать людям в «конце времен». Эта пещера сегодня находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является церковью во имя апостола Иоанна Богослова. «Откровение» считается по праву самой загадочной книгой в мире, ведь вся информация в ней зашифрована в образных выражениях и таинственных намеках.

Последние годы жизни и смерть

Итак, святой Иоанн вернулся в Ефес и остановился в доме юноши по имени Домн, которого он когда-то воскресил из мертвых. После апостол много раз был встречаем довольно радушно этим человеком. Иоанн Богослов продолжил путешествовать по городам Малой Азии и проповедовать Слово Божие. Во время этих своих походов он окрестил многих людей.

В конце жизни святой Иоанн Богослов стал еще большим подвижником, чем всегда. Дни и ночи он проводил в глубоком воздержании, отвергая любую пищу, кроме воды и хлеба. Уже в совершенной старости и немощи Иоанн Богослов наставлял епископов, а ученикам своим повторял лишь одно: «Детки, любите друг друга». Надо сказать, он на протяжении всего земного существования учил людей миру, его так и называют сегодня: «апостол любви». В 95 лет святой апостол получил от Бога откровение, из которого узнал, что скоро умрет. Тогда он собрал семерых из учеников, рано утром пошел с ними в поле за город, велел выкопать могилу в виде креста, лег в нее и попросил засыпать себя землей до шеи, а голову покрыть тонкой тканью. Ученики повиновались, попрощались с Иоанном и были отосланы им в город. Вернувшись в Ефес, они сообщили о случившемся жителям-христианам. Те опечалились и захотели увидеть могилу старца. Когда же оказались с учениками на месте, узрели, что та... пуста.

На протяжении многих лет могила Иоанна Богослова источала благоуханное миро. Люди, собиравшие его, получали исцеление от душевных и физических недугов. Сегодня святого апостола считают своим покровителем субъекты, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с письмом: авторы, издатели и редакторы. Это неудивительно, ведь Иоанн Богослов дал человечеству по воле Бога важнейшие письменные источники Господней истины…

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: 21 мая,
День памяти Иоанна Богослова

Вопрос:

Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? — Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Согласно священномученику Ипполиту Римскому, Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98 – 117). По александрийской хронике св. апостол Иоанн Богослов скончался на 72-м году по вознесении Господа нашего Иисуса Христа, будучи 100 лет и 7 месяцев. Все эти свидетельства под смертью имеют ввиду уход из земной жизни. Обстоятельства, сопровождавшие этот уход, достаточно таинственные. Апостол с 7 учениками вышел из Эфеса и, дойдя до некоторого места, велел им сесть. Затем отошел от них и стал молиться. Затем он велел им копать крестообразную могилу. «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею», — сказал он ученикам. Они исполнили и с великим плачем возвратились в Эфес. Когда об этом узнали жившие в городе христиане, они пришли и раскопали могилу, но тела апостола там не нашли.

16 июня 2004 г.

Но он имеет основание в Евангелии. Там говорится, что прошел слух, что любимый Господом ученик, Иоанн, не умер (см.: Ин.21:23). Этот слух основан на словах Господа Иисуса Христа, Который на вопрос апостола Петра: А он что? – сказал: Если Я хочу, чтобы Он пребыл, пока приду, что тебе до того (Ин.21:21-22). Видите, что сказал Господь апостолу Петру на вопрос, что будет с этим учеником.

И таким образом Он действительно предсказал, что Иоанн Богослов не умрет и будет пребывать до Второго пришествия Господа. И в тех духовных песнопениях, которые мы вчера слышали за всенощною, мы находим подтверждение сему. Там поется: «Ты, от земли отшед, земли не отлучился еси, но живеши и второе пришествие Спасово ожидаеши» [1].

Таким образом, если иметь в виду это предсказание, то, действительно, апостол Христов не вкусил смерти. Под смертью мы подразумеваем отделение души от тела – но такового с ним не случилось. Но если подразумевать удаление его от земли, то он невидим для людей со второго столетия.

Что он не вкусил смерти, свидетельствует церковное предание. Оно говорит: когда ему было более 100 лет, он повелел выкопать ему могилу, лег в нее и велел засыпать его землей. И когда на другой день ученики пришли к его могиле, то они не нашли там его тела. И поняли они, что исполнилось то, что о нем говорил Господь – что он не вкусит смерти, подобно Пресвятой Деве Марии и некоторым святым Божиим.

Это открывается из того наименования, которым называл его Господь. Он носил имя

ученика, его же любляше Иисус

(Ин. 20,21). А Спаситель любил его не за внешние преимущества, ибо Он любит только тех, которые творят волю Отца Небесного. Он Сам сказал:

кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь

(Мф.12,50).

А апостол именно творил волю Божию и назывался Богословом

И мы, кончившие свое учение в духовных академиях, именуемся богословами. Но, увы, богословие для нас – только одно внешнее знание, а для него оно все проникло в душу.

А Бог есть Свет – и душа апостола была проникнута светом! Бог есть Любовь – и душа апостола была проникнута  этою любовию! Вот это-то

сочетание света и любви проникло во все его существо, и он не вкусил смерти

.

И удивительно ли то, как Христос Спаситель Своею смертию и Воскресением победил смерть.

Где твое, смерте, жало?
Где ти, аде, победа?

(1 Кор.15,:5).
 то смертоносное жало уничтожено победою Христа над смертию. И это мы видим над некоторыми святыми людьми.

В самом деле, что истлевает?

И что может быть ужаснее тления человеческого тела? А между тем тела святых остаются нетленными, благоухающими, источают исцеления верующим и скорби их разрушают. Разве эти тела мертвые? Разве мертвы преподобный Сергий, преподобный Серафим, когда к ним прибегают верующие? Разве вы лобызаете их мертвые тела? Нет они живы и будут вечно жить. Им мы открываем нашу душу, наши скорби, наши страдания, наши болезни… И, о дивное чудо, эти тела исцеляют болезни, источают избавления.

Более четырехсот чудес записано от святителя Иоасафа [2], а сколько еще не записано! Сколько всего чудес, известно одному Господу Богу да исцеленным. Скажите, разве для несчастной девочки, страдавшей снедающей золотухой, гниющей в ранах, разве святитель Иоасаф был мертв, когда она простирала к нему свои ручонки и взывала от своего чистого страдающего детского сердца: «

Святитель Божий, помоги! Святитель Божий, исцели! Тебе все возможно!

»? Святитель услышал ее, и он ее исцелил. Такова сила молитвы!

Дорогие братие, если мы будем стремиться к Богу, если мы будем стремиться к небу, к любви Божией, то и мы, несомненно, после нашей кончины перейдем в вечную жизнь и будем вместе с праведными в вечной жизни, в вечной славе, в вечной любви, в вечной радости. Аминь.

Примечания:

[1] Ср.: «Ублажим Иоанна, приснопамятного, от земли преселяющегося, и земли не отступающего, но живуща и ждуща страшное Владыки второе пришествие» (служба на преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября, на малой вечерни, стихира на Господи воззвах, на «Слава»).

[2] Церковное прославление святителя Иосафа совершилось 4 сентября 2019 года.

Слово митрополита Трифона (Туркестанова)

в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова

за литургией 26 сентября 2019 г.