Лечение дислексии у детей


Офтальмологом Рудольфом Берлином термин “дислексия” был введен в 2019 году, он использовал это понятие для обозначения интересного случая из практики, когда интеллектуально и физически здоровый мальчик испытывал определенные трудности в обучении чтению и письму. При этом во всех остальных областях деятельности ребенок показывал результаты, соответствующие его возрасту.

Этот термин обозначает частичное специфическое нарушение навыков к чтению при общей способности к обучению. Дислексия, как и дисграфия, у детей, требует лечения, а точнее – коррекции.

Симптомы дислексии

Данное заболевание имеет ряд характерных симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство. При совпадении симптомов необходимо предпринять меры, чтобы избавиться от этого расстройства.

Первые признаки:

  • Близкое расположение книги при чтении, при этом ребенок в процессе часто трет глаза. По какой-то причине при чтении закрывает один глаз.
  • Ребенок начинает быстро переутомляться.
  • Начинает капризничать и лениться, всеми возможными способами пытается избежать выполнения письменных работ или чтения;
  • Может читать книгу, повернув голову набок или так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  • При чтении пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  • Часто после чтения жалуется на сильную головную боль;
  • Ребенку становится трудно запоминать и воспроизводить различные геометрические фигуры;
  • Возникают сложности в написании слов – ребенок начинает писать слова задом наперед.
  • Для своего возраста у ребенка слабые навыки чтения.
  • При написании текста слова накладываются друг на друга, почерк становится плохим.

Любое заболевание нужно диагностировать как можно раньше, и дислексия не исключение. Для определения точного диагноза расстройства, требуется консультация специалиста.

Причина дислексии у ребенка

Мозговая дисфункция, сопровождающаяся биологическими или психологическими факторами, является основной причиной дислексии. При дислексии у ребенка отмечаются расстройство вербальной речи, сложности с написанием и пониманием письменной речи, что в дальнейшем может привести к проблемам с запоминанием.

Но это не означает, что причина появления расстройства является интеллектуальная или умственная неспособность у ребенка.

Причина возникновения лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении. Предугадать возникновение дислексии у ребенка просто невозможно, данное заболевание может иметь наследственный характер. Наличие в организме определенных генов влияет на появление этого расстройства.

 

запись на консультацию
 

Классификация дислексии у детей:

Тип дислексии В чем выражается
семантическая При этом типе дислексии ребенку сложно понимать прочитанные тексты, понимать смысл отдельных предложений. Ему трудно пересказать прочитанный текст и еще сложнее уловить суть текста. В связи с этим, у ребенка нарушается мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
оптическая У ребенка появляются сложности в написании сходных графических букв, например -Д-Л, В-З, так и состоящие из одинаковых элементов, но с различным расположением в пространстве (Г — Т, Ь — Р).
фонематическая При этой форме дисграфии у детей появляется недоразвитие функций фонематической системы, проявляется неспособность различать звуки, отличающие между собой по смыслоразличительному признаку. Например, «пила-липа, голод-холод»
мнестическая У ребенка при этой форме дислексии нарушается слухоречевая память. Нарушается связь между зрительным образом написания буквы, звучанием буквы и произношением.
аграмматическая Обнаруживается при не сформировании речевого аппарата. Происходит затруднение в склонении слов, появляются ошибки при произношении окончаний слов.

Диагностика дислексии

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Это отклонение проявляется в стойкой неспособности освоить слогослияние, чтение слов и, следовательно, непониманием прочитанного материала. Как определить дислексию у детей? Данная особенность выражается в том, что ребенок может менять буквы местами, добавлять или пропускать буквы и слоги, искажать звучание слов и не различать на слух отдельные и близкие по звучанию звуки “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. У детей дислексия вызывает ряд серьезных трудностей не только в изучении языка (ребенок очень неохотно выполняет задания по русскому языку), но и, как следствие, в общей системе обучения и межличностных взаимоотношений.

Диагностировать дислексию возможно в возрасте 6-7 лет. По статистике оно знакомо 5-12% всех людей и вызвано снижением мозговой активности определенной зоны левого полушария. Неврологическая природа заболевания требует определенных усилий и терпения в вопросе коррекции дислексии и преодоления трудностей в обучении, вызванных этим отклонением.

Может возникнуть закономерный вопрос – а как определить наличие дислексии у взрослых? Кому-то это может показаться удивительным, но данная проблема проявляется абсолютно одинаково у всех возрастных групп. Многие взрослые, страдающие дислексией, просто пережили те года, когда ситуация была наиболее очевидной. Тем не менее, без должного внимания даже в солидном возрасте могут наблюдаться проблемы с чтением. Зачастую случается так, что до определенного момента человек мало занимался чтением, а после смены рода деятельности возникла острая необходимость в нем. Тогда взрослые и обращаются за коррекцией дислексии к специалистам.

Как лечить дислексию у ребенка?

Единственно верный и важный шаг при вопросе “как помочь при дислексии” – коррекция этого отклонения и применение современных программ и методик обучения без промедления. Это позволит максимально облегчить процесс освоения правил чтения и произношения. При исправлении такого нарушения лечение дислексии (и дисграфии) у детей должно производиться только в индивидуальном порядке и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Лечение включает в себя программы систематизированного обучения и направлено на формирование и развитие фонематических навыков, увеличение словарного запаса и беглость чтения, улучшение памяти и понимания прочитанного текста.

Если же к нам обращаются с проблемой взрослые, коррекция отклонения требует более сложной работы, ведь причины дисграфии и дислексии у взрослых могут крыться в глубоком детстве, как, например, травмы, осложнения при вирусных заболеваниях, ограничение подвижности в детстве, даже недостаток общения с ребенком впоследствии может привести к дислексии.

Лечение взрослых, также, может предполагать работу с нарушениями мозговой деятельности человека, ведь такой вид активности, как речь, – требует согласованной работы сразу нескольких участков мозга. Дислексики, возможно, продумывают фразы абсолютно верно, но произнося её, они могут терять слова “по пути”, от мозга к речевому аппарату, а человеку будет казаться, что он их сказал, например, проговорив “про себя”. Мы подходим к лечению дисграфии и дислексии у взрослых с точки зрения нейропсихологии.

Многие родители задают вопрос: “Как определить дислексию, какие центры в Москве занимаются вопросами дислексии и ее лечением, и какова стоимость коррекции дислексии у детей?” В центре педагогической диагностики “Итэль” проблеме речевого отклонения уделяется серьезное внимание. Поскольку дислексия у большинства детей вызвана нейробиологическим фактором, главной задачей родителей и педагогов будет помощь ребенку в успешном освоении навыков чтения. Наши методы коррекции дислексии наработаны годами и помогли уже многим людям, – как детям, так и взрослым.
 

запись на консультацию
 

Коррекция дислексии у взрослых

С возрастом диагностировать и скорректировать расстройство «дислексия» намного сложнее, чем в раннем возрасте. Появляются определенные трудности с восприятием письменной и звуковой информации, ошибки в произношении различных слов, в связи с этим у человека появляется невнимательность и рассеянность, он начинает плохо запоминать слова. Определенная трудность появляется в планировании дня и организации своего времени. Тем не менее, коррекция возможна.

В целом, методы корректировки схожи с методами, которые применяются для детей – это разнообразные упражнения, которые выполняются под надзором специалиста. После нескольких сеансов взрослые могут продолжать делать упражнения уже самостоятельно.

Параллельно с этим рекомендуется принимать витамины, которые улучшают состояние нервной системы и хорошо влияют на работу мозга – витамины группы B и омега-3 жирные кислоты.
Самое главное во время корректировки для взрослых – это регулярно заниматься упражнениями, которые предложат вам специалисты, и следить за собой.

Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)

С раннего возраста рекомендуется заниматься специальными упражнениями с ребенком для освоения устной речи и письма. Профилактические занятия должны основываться на развивающих занятиях. Специализированные игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить образно и делать выводы основываясь на анализе. Примеры упражнений ниже:

Дидактические игры для ребенка

«Исправь ошибку»

Игра для развития фонематического восприятия, слухового внимания
Ребенку бросают мяч, говорят слово, при этом заменяя в нем какой–либо звук на оппозиционный.
Задача ребенка – поймать мяч и исправить слово.

«Найди букву»
Игра на развитие буквенных знаний, внимания и быстроту реакции.

Детям дается возможность помочь вымышленному герою найти как можно больше необходимых букв и зачеркнуть их.

«Найди звук»
Игра на развитие фонематического восприятия. Рисуется схема слова, логопед/родитель его зачитывает и называет звук, который ребенку необходимо найти и показать на схеме.

Благодаря дидактическим играм ребенок научится правильно и читать, и писать, ведь в раннем возрасте у детей память очень развита. Возможных упражнений может быть очень много, допускается поощрение ребенка за правильные ответы.
 

Для жителей районов ЗАО и ЮЗАО занятия проводятся по адресу: Ленинский проспект 64/2.

Время начала занятий: по предварительной записи.

Форма занятий: индивидуальная.

Коррекционные занятия по исправлению специфических отклонений и полному лечению дислексии у детей проводятся опытными специалистами-дефектологами, логопедами и другими специалистами, имеющими большой опыт работы и применяющими в своей работе передовые методики и новейшие развивающие программы.

Добавить комментарий



Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они «нормальные», а другие — дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе.

У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методики лечения. Читайте подробнее о типах дислексии >>>

Зависимость от причин

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические  проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Лечение дислексии

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг. Родители могут обратиться к частному логопеду, но в крупных городах и районных центрах есть логопеды в государственных и муниципальных центрах помощи детям, также логопеды могут работать и в специализированных и обычных школах, поскольку проблемы речи разного плана и степени сложности достаточно распространены.

Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать «отлынивать» от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Владимир Маяковский, Федор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз, Генри Форд, Уолт Дисней — вот далеко не полный список известных всему миру людей, имеющих диагнозы дислексия или дисграфия. Что позволило этим людям, имея такие серьезные нарушения, стать выдающимися людьми? Они развивали свои сильные стороны.

Метод Рональда Дэйвиса

В интернете есть предложения о лечении дислексии по методу Дэйвиса. Дэйвис, будучи известным архитектором, занимался исследованием проблемы дислексии, потому что сам страдал этим нарушением. Лечение возможно как в России, так и в зарубежных центрах.

Занятия у логопедов

Как мы уже отметили, логопеды есть в школах и центрах помощи детям с нарушением речи, но также возможны и частные занятия, в том числе через интернет, по Skype. Средняя стоимость занятия 450-600 рублей, в зависимости от сложности проблемы.

Фото: Екатерина Пашкова.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Сейчас   довольно часто в нашей стране  стало употребляться это слово. Что же оно означает?

Неспособность к обучению? Трудности в чтении? Нарушение фонематического слуха? Болезнь?

Стандартный словарь даёт такое определение: « Дислексия-нарушение способности читать, часто возникающее в результате генетического дефекта или повреждения мозга». ( Словарь Вебстера).

                                           

В нашей стране по сей день дислексию логопеды называют « Нарушением  фонематического слуха» или « Отсутствием фонематического слуха» и кардинально помочь и что-то изменить не могут. В школе такой ребёнок считается «педагогически запущенным», ленивым, «бездельником»; родители недоумевают-занимаются много, приглашают репетиторов, меняют школы…но результаты не улучшаются. Вся семья испытывает стресс…Ребёнок теряет интерес к занятиям, не хочет туда ходить…

Но последние исследования  учёных доказали, что дислексия-это не болезнь, а состояние,  которое  вдобавок ко всему ещё и непостоянное, и может меняться у одного и того же человека каждый день. Кроме этого, было обнаружено, что дислексия является настоящим талантом восприятия, врождённым даром, который ответственен  за большое количество способностей человека. Главное было выяснено, что эта способность бессознательная, но её можно научиться контролировать усилием воли. Это открытие  и дало миллионам детей и взрослых, страдающих от безграмотности; терпящих неудачи в образовательном процессе и считающих себя «неудачниками» и « не от мира сего», надежду на помощь и коррекцию их состояния. А что может быть лучше??? Да, это революционно новый метод коррекции дислексии и других нарушений способности к обучению – метод Р.Дейвиса.    

        

Рональд Делл Дейвис является одним из создателей и директором Центра по исследованию проблем чтения в штате Калифорния. Он в детстве сталкивался с большими трудностями  в обучении. До 38 лет  не мог избавиться от дислексии ,пока   не осознал, что её причина кроется в нём самом. Этот факт привёл его к открытию в 2019 году своего нового метода, который за это время приобрёл общественное признание и распространение по всему миру.

Звонки и письма от благодарных клиентов и их родителей, полученные за эти годы, свидетельствуют об устойчивом успехе, который подтверждается более высокими оценками в общеобразовательных работах и во вступительных экзаменах в вузы, а также повышением самооценки  и достижениями целей в карьере.

Некоторые родители удивляются и не верят, что можно что-то изменить за  5  дней  курса  коррекции ( 30 часов — 5 дней по 6 часов). Метод Дейвиса доказывает, что можно. Можно научить «инструментам», которые помогают справиться с «мешающим состоянием»,можно научить его контролировать; немало важно показать и научить родителей -«помощников», как работать дальше со своим ребёнком, как двигаться дальше.

Знакомство с книгой Р.Дейвиса «Дар дислексии» даёт общее представление о методе, но никак не может быть руководством для самостоятельной  работы. Это либо не даёт никакого результата, либо усугубляет проблему.    Доверьте проблему лицензированным методистам!

  Часто задаюсь вопросом: «А кто такой методист Дейвиса? «

  Методист Дейвиса- это многофункциональный специалист. Бытует мнение, что он -врач, это заблуждение…

  Методист- это и психолог, и дефектолог, и нейропсихолог, и репетитор, и учитель.

                                                     

www.dyslexia.com                                                                                        РОНАЛЬД Д. ДЕЙВИС

Метод  Дейвиса – реальная помощь при дислексии у взрослых и детей

Долгое время в школах многие дети, выглядевшие умными, но не способные читать либо писать на уровне сверстников, считались труднообучаемыми или просто ленивыми. Бывали также случаи со взрослыми, которые также воспринимались как безграмотные люди. И такое состояние людей считалось болезнью, которая называется дислексия. Многие отечественные логопеды до сих пор считают это нарушением фонематического слуха.

Дислексия у детей особо сильно выражается в процессе обучения в школе. И чтобы ни делали родители и учителя, в обучении практически не происходит изменений. Дислексия у взрослых также добавляет много хлопот, так как при данном состоянии у человека пропадает уверенность в своих силах, могут возникнуть проблемы на работе из-за недопонимания с руководством и сослуживцами.

Какие же при дислексии симптомы? Человек, который выглядит умным и умеющим грамотно выразить свои мысли, не способен к чтению либо письму на должном уровне. Считает себя глупым, занижая самооценку и скрывая свои проблемы за оригинальными выходами из сложившихся ситуаций. Имеет рассеянное внимание, будучи талантливым в искусстве, забывает о времени, не контролируя его. Лучше теоретического усваивает практический материал.

До последнего времени считалось, что болезнь дислексия вызвана дефектом на генетическом уровне либо повреждением мозга. Но последние исследования в данной области, проводимые Центром по исследованию проблем чтения, который расположен в штате Калифорния, доказали, что дислексия не является болезнью, а всего лишь определённым состоянием человека, притом, постоянно меняющимся.

Так что же делать при дислексии? Один из основоположников системы Дейвиса и директор Центра по исследованию проблем чтения Рональд Делл Дейвис до 38 лет имел диагноз дислексия. В один прекрасный момент он осознал, что причина этого состояния в нём самом, и, преодолев такую особенность своего организма, Р. Д. Дейвис сумел разработать метод, успешно помогающий  многим людям. И в настоящее время такой метод помощи  при дислексии стал доступен в России.

                                                              ВИДЫ КУРСОВ КОРРЕКЦИИ ПО МЕТОДУ Р. ДЕЙВИСА:

— БАЗОВЫЙ ( ОСНОВНОЙ) КУРС ( улучшение навыков чтения, правописания, коррекция дислексии, дисграфии);

— КУРС КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ ( улучшение навыков в математике, понимание математических действий, математических терминов);

— КУРС КОРРЕКЦИИ СДВ И СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности);

— ЯЗЫКОВОЙ КУРС ( улучшение навыков в иностранном языке ( английском)).

  • Коррекционная работа при дислексии
  • Мнестическая дислексия
  • Исправление дислексии
  • Устранение дислексии
  • ЛИЦЕНЗИЯ, подтверждающая право быть методистом по коррекции дислексии Международной ассоциации Дейвиса