Олигофрения у детей симптомы


Олигофрения

– общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями.

Олигофрения

является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Общие сведения

Олигофрения

, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Олигофрения

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения

при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию.

Олигофрения

при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения

у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения

негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Олигофрения

 у детей – это заболевание, характерной особенностью которого является слабоумие, степень ее проявления оценивают по специальным психологическим тестам, являющимися стандартными для всех детей без исключения. Эта болезнь бывает, как врожденной, так и приобретенной. Выражается олигофрения в недоразвитости психики и интеллекта.

Симптомы

Проявление умственной отсталости у детей зависит стадии заболевания:

  • легкая степень (дебильность). У пациентов IQ равняется 50-69. На первый взгляд таких крох никак нельзя отличить от здоровых детей. Эту степень характеризуют такие симптомы: нарушение поведения, страх смена обстановки, заниженная способность к умению концентрировать внимание, замкнутость. Или же привлекают внимание взрослых неординарными поступками. Большинство таких пациентов могут осознавать то, что они отличаются от здоровых одногодок и стремятся скрыть свою проблему;
  • средняя степень (имбецильность). Уровень IQ – это 35-49. Их мышление очень примитивно, они не инициативны, легко внушаемы, инертны. За ними необходимо постоянно ухаживать и надзирать. Их можно научить самому простому счету, иногда чтению и письму;
  • тяжелая форма. (идиотия). Их IQ ниже уровня 34. Такие пациенты не разговаривают, их невозможно научить даже элементарным вещам. Эмоционально они ограничены. Таких пациентов необходимо содержать в специальных условиях.

Помимо вышеперечисленных признаков, которые характерны степеням заболевания, можно выявить следующие симптомы:

  • им тяжело адаптироваться;
  • проблемы в соблюдении режимов – дня и занятий;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • плохо себя ведут и учатся;
  • у некоторых наблюдается частичный паралич (рук или ног), припадки;
  • головные боли;
  • они неспособны к обобщению и отвлеченному мышлению (недоразвитость познавательной функции);
  • также они неспособны к запоминанию;
  • недоразвитие эмоциональной и волевой сферы.

Если говорить попроще, то у таких больных в целом страдает личностное формирование. Также может наблюдаться неправильное черепное строение, диспропорция телосложения и отставание от своих одногодок в росте, проблемы в половом развитии (может быть преждевременным или задерживаться).

Причины

Олигофрения

 может быть спровоцирована 3 факторами:

  1. Внутриутробные инфекции. Если во время беременности женщина болеет краснухой или токсоплазмозом, врожденным сифилисом или есть какие-то гормональные нарушения, то у крохи может развиться олигофрения. Также приобрести болезнь еще эмбрион может из-за иммуноконфликта его крови и материнской, алкоголизма или наркомании, а еще из-за родовой или послеродовой травмы черепа.
  2. Специфическое нарушение вещественного обмена (скорей всего, это наследственная причина), хромосомные патологии и генетические синдромы.
  3. Вследствие совокупного воздействия экзогенных и эндогенных причин.

Лечение

На сегодня можно найти разнообразные препараты, которыми производится лечение умственной отсталости у детей. Но подобрать то, что подойдет конкретному ребенку может только специалист. От причины болезни будет зависеть и прием препаратов, которые пропишет врач: гормоны или йода. Требуется и специальный режим питания.

Помимо вышеперечисленного олигофрения корректируется препаратами называемыми ноотропы. Это может быть пирацетам и энцефабол, пантогам и аминалон. Лечение этими препаратами необходимо для того, чтобы улучшить обменные процессы в ткани мозга. С этой же целью используются аминокислоты и витамины В – они нормализуют мозговое функционирование.

Ноотропное лечение можно заменить лекарственными растениями, которые обладают подобным действием (это алоэ и женьшень, лимонник китайский). Но перед применением такого лечения стоит проконсультироваться со специалистом, чтобы не спровоцировать грубые поведенческие нарушения и психоз.

Если олигофрения характеризуется нарушением поведения, тогда психиатр назначает препараты группы транквилизаторов или нейролептиков.

Чтобы лечение принесло хороший результат, необходимо проводить реабилитацию – это важный компонент в коррекции поведения. Такие программы помогают трудоустроить в будущем детей с легкой формой заболевания. Для этого организованы специальные учебные учреждения, где реабилитационная программа направлена на помощь пациентам, у которых диагностирована олигофрения: сначала их учат по адаптированным школьным занятиям, а потом помогают в освоении простейших профессий.

  • Возьмите на заметку: Методики обучения чтению по Жуковой, Зайцеву, Узоровой-Нефедовой

Олигофрения

 средней или тяжелой степени проявления у детей требует того, чтобы за такими пациентами было установлено постоянное наблюдение и уход, а также контроль состояния здоровья. Так что, если родители видят у своего крохи симптомы данного заболевания, тогда необходимо срочно проконсультироваться со специалистом. Только после проведения полной диагностики определяется степень умственной отсталости и назначается эффективное лечение. Родителям всегда нужно обращать внимание на поведение и здоровье своего малыша. Чем раньше будет обнаружена олигофрения, тем больше шансов скорректировать поведение ребенка и социализировать его.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Благодаря когнитивным функциям головного мозга люди успешно учатся, работают и живут. Однако в первый год жизни детей могут быть выявлены симптомы умственной отсталости, что ставит под удар их будущее нормальное существование. Важно вовремя обратиться к врачу, а также принять умственно отсталых детей со всеми их индивидуальными особенностями, если в вашей семье таковые появились.

Что называется умственной отсталостью у детей?

Умственная отсталость – это психическое отклонение в развитии, вызванное органическим поражением ЦНС, по причине чего снижается познавательная деятельность. Психика у умственно отсталых детей развивается иначе, их личностные качества не такие, как у обычных детей.

Умственная отсталость характеризуется отклонениями в интеллекте, физическом развитии, владении эмоциями и волей, а также поведении умственно отсталых детей. Все это сопровождается психической неполноценностью, не позволяющей ребенку полноценно адаптироваться в социальном плане по сравнению с его сверстниками.

Классификация и симптомы умственной отсталости

Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

Общее понятие

Олигофрения

– что это за болезнь? Это устойчивое недоразвитие психики, которое возникает вследствие органических поражений головного мозга у детей.

Олигофрения

– это заболевание, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и в постнатальный период. Симптомы заболевания разнообразны.

Олигофрения

у детей проявляется в виде ухудшения интеллектуальных способностей, речевых, эмоционально-волевых, двигательных нарушений. Различные формы олигофрении являются полиэтиологическими, то есть, заболевание развивается, как следствие влияния негативных факторов на плод, генетических дефектов, травм головного мозга и некоторых патологий. Диагностика олигофрении у детей и оценка степени заболевания осуществляются путем всесторонней диагностики. Лечение осуществляется посредством устранения основной патологии, а также реабилитации и социальной адаптации детей. Согласно статистике, в развитых странах различными формами проявления олигофрении страдает примерно 1% населения. 85% пациентов имеют легкую стадию умственной отсталости, 10% — среднюю, 4% — тяжелую и 1% — очень тяжелую. Чаще всего олигофрения развивается у мальчиков. Ее выявляют к моменту начала обучения в школе или же после ее окончания, то есть в 6-7 и 18 лет. Тяжелые степени олигофрении могут диагностировать уже в первые годы жизни. Для более легких степеней проявления олигофрении диагностика в раннем возрасте сильно затруднена. Лечением патологии обычно занимаются психиатры, психоневрологи, логопеды, дефектологи и олигофренопедагоги.

Симптомы олигофрении

  • Нарушение абстрактного мышления. 
  • Задержка психического развития всесторонняя.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. 
  • Внимание рассеянное.
  • Память ослаблена. 
  • Задержка личного развития. 
  • Задержка физического развития 

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте.

Олигофрения

у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

1

Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.

2

Всесторонняя задержка психического развития– она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.

3

Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.

4

Внимание рассеянное. Олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.

5

Память ослаблена. Однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.

6

Задержка личного развития. Проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.

7

Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

Специалисты

  • Психиатр
  • Дефектолог
  • Олигофренопедагог
  • Логопед

Классификация олигофрении

Классификация олигофрении осуществляется в зависимости от причин, которые ее вызвали. На данный момент выделяют четыре формы развития олигофрении:

  1. Первая. Развитие олигофрении происходит из-за наследственного фактора. В данном случае дефективные гены есть у родителей больного. Как правило, олигофрению такого рода сопровождают синдром Дауна, микроцефалия, психическое недоразвитие, которое происходит на фоне тяжелых заболеваний костей и кожи детей.
  2. Вторая. К данной классификации относят различные фето- и эмбриопатии. К олигофрении такого рода причисляют психические недоразвития, которые появились вследствие негативных факторов, влияющих на плод. К ним относятся различные инфекции в период беременности и гемолитические болезни эмбриона.
  3. Третья. Это олигофрения, которая возникла вследствие родовой травмы, гипоксии плода, энцефалита, менингита или ЧМТ, перенесенных детьми в возрасте до трех лет.
  4. Четвертая. В эту классификацию входит олигофрения, которую вызвало прогрессирование врожденных патологий, например, дефектов развития мозга или заболеваний эндокринной системы.

Степени олигофрении

Различают три степени олигофрении в зависимости от умственного нарушения и коэффициента интеллекта ребенка. К ним относятся:

  1. Дебильность. На этой стадии олигофрении наблюдается легкая умственная отсталость. Интеллектуальный уровень детей находится в диапазоне 50-70 баллов. Больные отличаются хорошо развитой речью, могут выполнять простейшие арифметические действия, но круг их интересов ограничивается только бытовыми вопросами. Интереса к обучению они не проявляют, мыслить абстрактно – не умеют. Но при патологии такой степени нормы общественного поведения и навыки физического ручного труда люди вполне способны освоить.
  2. Имбецильность.

    Олигофрения

    детей такой степени проявляется в виде умеренно выраженного недоразвития интеллекта. В данном случае, интеллектуальный уровень детей варьируется в диапазоне от 20 до 49 баллов. На такой стадии олигофрении больные обладают скудным словарным запасом, но у них сохраняется способность к самообслуживанию. Также при такой степени проявления олигофрении люди не могут выполнять даже самую примитивную ручную работу.

  3. Идиотия. Это степень олигофрении, которая характеризуется наиболее глубокой умственной отсталостью. У людей с такой степенью олигофрении интеллектуальный уровень не превышает 20 баллов. Мышление у них практически не развито. Они с трудом понимают речь, не могут общаться с окружающими. Но способность выражать эмоции удовольствия или неудовольствия у них полностью сохраняется. Люди, у которых тяжелые степени проявления олигофрении, полностью зависят от окружающих, так как навыки самообслуживания у них отсутствуют.

Причины олигофрении

Классификация факторов, вызывающих развитие олигофрении, осуществляется на три основные группы: генетические, антенатальные и постанатальные.

К генетическим причинам олигофрении различной степени относятся генные аномалии, среди которых патологии различных хромосом, вызывающие синдромы Дауна, Патау, Альфи, Прадера-Вилли и прочие нарушения. Все перечисленные патологии характеризуются тяжелыми степенями олигофрении. К данной группе также относятся наследственные нарушения метаболизма, вследствие которых в организме ребенка не хватает определенных веществ и микроэлементов.

К антенатальным причинам олигофрении относятся различные патогенные факторы:

  1. гипоксия плода хронического характера и плацентарная недостаточнсть;
  2. тяжелые инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания малыша;
  3. краснуха при беременности, следствие которой может стать рубеолярная олигофрения;
  4. интоксикация организма тяжелыми металлами;
  5. алкоголизм и наркомания будущей матери;
  6. недоношенность;
  7. радиоактивное воздействие;
  8. преэклампсия.

К постнатальным факторам, вызывающим различные степени олигофрении, относятся воздействия, которые происходят во время родов или в первые годы жизни ребенка. Среди них:

  • асфиксия ребенка во время родов;
  • родовые травмы головного мозга;
  • несовместимость по резус-фактору;
  • менингит и энцефалит в раннем возрасте;
  • опухолевые процессы в головном мозге;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжело протекающие корь и скарлатина, которые ребенок перенес до 3-х лет.

ДИАГНОСТИКА

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

КОРРЕКЦИЯ

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом.
Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии
. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Осложнения и последствия

Известно, что олигофрения – это тяжелое заболевание, вследствие которого могут развиться различные осложнения. К ним относятся:

  • нарушенная трудовая адаптация;
  • нарушенная социальная адаптация;
  • яркое выраженное отсутствие интеллекта;
  • асоциальное поведение с проявлениями агрессии (при тяжелой степени олигофрении);
  • попытки убийства и самоубийства.

Прогноз лечения

Если у ребенка были выявлены тяжелые формы заболевания, например, идиотия, родителям придется набраться терпения. Следует сразу сказать, что олигофрения, симптомы которой выражены менее ярко, проще поддается коррекции. Наиболее благоприятен прогноз в том случае, если у ребенка легкие проявления олигофрении. В этом случае он сможет научиться проявлять интерес к сверстникам, освоит навыки самообслуживания, овладеет начальными навыками письма и чтения в специальной коррекционной школе. Если у ребенка ярко выраженная олигофрения – идиотия и имбецильность – ему дадут инвалидность. К сожалению, психические расстройства в данном случае неизлечимы.

Профилактика олигофрении

К мерам профилактики олигофрении относят консультации семей, в которых патология является наследственной. Также к профилактическим мероприятиям, которые обязательно должна выполнять будущая мама, можно отнести:

  • отказ от вредных привычек;
  • сбалансированное питание;
  • своевременную постановку на учет в женскую консультацию;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • полноценный отдых и сон;
  • соблюдение режима дня;
  • недопущение использования щипцов во время родов.

Что делать, если у вашего ребенка обнаружили признаки олигофрении? Главное, не отчаиваться. Благодаря современным методикам лечения и коррекции специалистам удается частично справиться с проявлениями олигофрении. Все, что нужно от вас – это максимум терпения, полноценный уход, забота о ребенке. Помните о том, что такие малыши нуждаются в постоянном внимании – это поможет им социально адаптироваться и научиться навыкам самообслуживания.

Если у вашего ребенка олигофрения, нейропсихологии и логопеды центра НЕАПЛ могут оказать ему помощь. Обращайтесь к нам!

Подпишитесь на нашу расcылку

Будьте в курсе последних новостей и акций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *