Причины возникновения зпр у детей


Каждая мама мечтает, чтобы ее кроха был самым лучшим и успешным. Но иногда родители замечают, что их малыш развивается медленнее сверстников. Минимальные отклонения от нормы вполне допустимы и могут зависеть от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Но если проблема начинает проявляться более четко, рекомендуется посетить с малышом врача и психолога, и, если нарушения обнаружатся, как можно скорее предпринять действия по их устранению. ЗПР у детей дошкольного возраста — что делать?

Задержка
психического развития у детей дошкольного возраста

Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:

  • личностной незрелостью;
  • медленной скоростью психического развития;
  • умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
  • патологией познавательной деятельности в негрубом
    виде.

В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:

  1. Ребенку тяжело слушаться взрослых.
  2. Нелегко досидеть до конца занятия.
  3. Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
  4. Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.

Важно! Симптомы нарушений можно выявить у детей задолго до того, как ребенок сядет за школьную парту. А значит, можно своевременно исправить положение и помочь крохе.

ЗПР это…

ЗПР — это нарушение правильного темпа психического развития ребенка. Патология проявляется в замедлении процесса эмоционального и психологического восприятия мира вокруг, слабой памяти и внимании, задержке формирования мыслительных процессов.

Физически такие дети могут быть полностью здоровы, при этом испытывая трудности социальной адаптации. Среди всех детей с ЗПР встречается около 15-16% малышей.

При задержке психического развития может страдать либо умственная
деятельность, либо эмоциональная. В первом случае малыши спокойны и робки,
послушны, но испытывают трудности в обучении
. Во втором случае, при сохранении
нормальных умственных способностей, эмоциональный фон детей не соответствует
возрасту, они имеют проблемы с дисциплиной, концентрацией внимания на учебе.

Что такое задержка психического развития (видео)

Причины ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.

К основным
группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:

  • недостаток общения, приводящий к отсутствию
    общественного опыта;
  • биологические факторы, препятствующие нормальному
    созреванию мозговых структур;
  • наличие различных соматических заболеваний;
  • негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
  • отсутствие соответствующей возрасту, полноценной
    деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.

Также к
причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери
или различные осложнения при родах:

  • заболевания матери хронического характера (сахарный
    диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
  • заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит,
    краснуха);
  • токсоплазмоз;
  • токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
  • несовместимость крови по резус-фактору у матери и
    малыша;
  • употребление во время беременности матерью
    гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
  • асфиксия малыша при родах или ее угроза;
  • травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов
    для родовспоможения;
  • соматические и инфекционные заболевания детей в раннем
    возрасте;
  • поражение нервной системы крохи, возникающие после
    травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.

Помните! Причиной ЗПР может стать генетическая предрасположенность в семье малыша к патологиям в психической и умственной сфере.

Также задержка
психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов
зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что
приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.

Читайте также статьи:

  • «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
  • «Нужно ли делать прививки ребенку«
  • «Как укрепить иммунитет ребенку»
  • «Ребенок пошел в садик: как подготовиться»

Классификация ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:

  1. Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
  2. Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
  3. Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
  4. Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые
здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить
педагоги.

Симптомы ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.

К ним относятся:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • неспособность крохи самостоятельно питаться из-за
    неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и
    умений ходить, ползать и держать голову;
  • невысокая заинтересованность к познанию окружающего
    мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены
    в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
  • либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность
    и плохой, неспокойный сон.
  • патологическая двигательная активность или, наоборот,
    сниженная;
  • отставание в освоении различных навыков самообслуживания,
    например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.

Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.

Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных
признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше
перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в
будущем.

Характеристика
детей с задержкой психического развития

Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды
симптомы нарушений проявляются по-разному.

В 2 года

В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему
миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет
положительные эмоции при их появлении.

Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты.
Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в
отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться
самостоятельно.

В 3-4 года

В этом возрасте у малыша
начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими
именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она
нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Узкий словарный запас и
отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны
вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.

В 5-6 лет

В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:

Что должен уметь ребенок в 5 лет

  • считать до 10;
  • уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
  • имеет понятия «один» и «много»;
  • знает основные цвета;
  • называет геометрические фигуры, умеет их различать.

Что должен уметь ребенок в 6 лет

Важно! Обратите особое внимание на игровую деятельность малыша. В возрасте 5-7 лет ребенок должен активно заниматься конструированием, лепкой или рисованием.

При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и
практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять
задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы,
преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей
более раннего возраста.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой

При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у
малыша родители должны обязательно посетить врача.

Диагностика ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.

Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины
отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:

  • дефектологом;
  • психотерапевтом;
  • педиатром;
  • логопедом;
  • детским неврологом;
  • психологом.

Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:

  1. Сбор и изучение анамнеза.
  2. Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
  3. Анализ медицинской документации ребенка.
  4. Изучение условий жизни крохи.
  5. Диагностическое исследование речевых навыков.
  6. Изучение эмоционально-волевых характеристик.
  7. Нейропсихологическое тестирование.

В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.

Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга
крох.

На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются
рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в 
специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.

Коррекция

Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с
дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов,
педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также
родителей и близких ребенка.

Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные
учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.

Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:

  • применение метода наглядности;
  • дозированность выдачи учебного материала;
  • многократные повторения;
  • применение технологий, направленных на сбережение и
    охрану здоровья;
  • частая смена деятельности.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:

  1. Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными
    нарушениями.
  2. Массажа.
  3. Лечения водой.
  4. Физиотерапии.
  5. Лечебной физической культуры.

Особую роль при
воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:

  • внимания;
  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти.

Внимание при
коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной
области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия,
сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский

Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.

В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.

Для работы с детьми с
ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка.

Важно! При соблюдении всех рекомендаций можно добиться положительной динамики, устранения большинства нарушений развития и даже полного снятия диагноза ЗПР.

Профилактика

Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно
выделить следующие:

  1. Планирование беременности. Соблюдение всех
    рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских
    учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
  2. Исключение негативного воздействия на плод при
    беременности, полный отказ от вредных привычек.
  3. Обеспечение положительных условий для жизни и развития
    ребенка.
  4. Предотвращение возникновения заболеваний соматического
    и инфекционного характера у малышей раннего возраста.

Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск
возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.

Лечение

Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:

  1. Комплексную реабилитацию.
  2. Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу
    различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к
    обучению).
  3. Лекарственное воздействие.
  4. Занятия с психологом.

Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей
и логического мышления, а также на формирование основных понятий:

  • о размере и форме;
  • о различии «большой» и «маленький»;
  • объединение предметов в группы по определенному
    признаку.

Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций.
Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется
собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких
людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в
дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.

Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и
при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.

Помните! На начальном этапе обучения проблемы возникают даже у детей, здоровых психически с рождения. Эти трудности временные и преодолеваются при поддержке и помощи воспитателей и родителей.

Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

насторожить родителей и стать поводом показать сына или дочь специалисту.

Проще всего заметить признаки ЗПР у детей 4-5 лет. Именно в этом возрасте они уже ведут активное инициативное общение со сверстниками, и показывают первые успехи в дошкольной подготовке, интересуются буквами, цифрами, написанием слов и т.д.

Но возраст 4-5 лет является критичным для начала лечения задержек развития. Гораздо более благоприятные прогнозы по устранению патологии бывают при начале корректирующих занятий и лечения в возрасте до 3 лет.

Особенно это важно при задержках речевого развития. Если к 4-5 годам отсутствуют речевые навыки, вероятность успешного лечения составляет меньше 1%. Если же речи нет и к 7 годам, то более 90% вероятности, что она уже не появится.

Симптомы и признаки у детей

Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития

Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

Причины отставания в развитии

Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.

Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Виды задержки психического развития

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Осложнения и последствия задержки психического развития

Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

Диагностика задержки психического развития

В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.

Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Вместо заключения

Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.

Задержкой психического развития (ЗПР) называют комплексное нарушение, при котором выявляется отставание в формировании психических функций ребенка по сравнению с общепринятой для конкретной возрастной группы нормой. Чтобы правильно выстроить развивающую и воспитательную работу с дошкольником, нужно хорошо знать симптомы задержки психического развития у детей.

Понятие ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, которое использовалось до 2019 г. в дошкольной психологии и педагогике, а также могло быть применено к обучающимся начальных классов. В 2019 г. приказом Минздравоохранения вместо этого термина введены определения из Международного классификатора: «расстройство психологического (психического) развития», «эмоциональные расстройство и расстройство поведения в детском и подростковом возрасте». Для постановки официального врачебного диагноза понятие «симптомы ЗПР у детей» не годится, но продолжает активно использоваться в российской дефектологии и педагогике, в частности в 2019 г. была разработана и рекомендована к использованию Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), а в 2019 г. она вступила в силу в школах России.

Таким образом, симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) включают характеристики развития памяти, внимании, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления дошкольника в темпе, не соответствующем средним возрастным нормам.

Причины ЗПР

Задержка психического развития – сложное явление, которое может быть обусловлено причинами, имеющими разную природу. Анализируя признаки ЗПР у ребенка, к биологическим причинам возникновения ЗПР обычно относят следующие:

  • патологическое протекание беременности;
  • нарушение в снабжении кислородом в продолжение беременности и в процессе родов;
  • патологические роды;
  • частые заболевания новорожденного;
  • ранние нарушения зрения и слуха;
  • наследственность и др.

Кроме биологических, выделяются также социальные причины появления ЗПР:

  • неблагополучная обстановка в семье (недостаточный уход, безнадзорность, гиперопека, эмоциональная нестабильность);
  • психологические травмы;
  • отсутствие условий для нормального развития (ограничение физической активности, отсутствие эмоционального и речевого контакта с окружающими) и др.

В большинстве ситуаций указывают на комплекс социально-биологических причин ЗПР. В соответствии с указанными причинами формируются симптомы и признаки ЗПР у детей дошкольного возраста.

Обратите внимание! Причинами развития ЗПР часто оказываются хирургические операции, перенесенные в младенчестве, медикаментозное лечение.

Симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у годовалого ребенка

Диагностировать задержку психического развития у новорожденных достаточно сложно. Однако можно назвать некоторые признаки ЗПР у детей в год. Например, если к 3 месяцам новорожденный не умеет следовать взглядом за игрушкой, не признает близких, не поворачивается на голос или появление матери, отца, бабушки и других домашних, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Признаками, которые должны насторожить родителей годовалого младенца, являются следующие:

  • начал держать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ножки, ходить позже, чем нормально развивающиеся сверстники;
  • с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку;
  • первое лепетание, редкое повторение звуков и слогов появилось только к 12 месяцам или не появился вообще;
  • к 12 месяцам малыш чаще всего тихо лежит или сидит в кроватке, мало двигается, неэмоционален;
  • движения нескоординированные, ему сложно выполнять точные движения руками (брать предмет с полки, удерживать некоторое время и др.);
  • затруднено формирование жевательных движений.

Конечно, нельзя без консультации у врача утверждать, что данные особенности – это симптомы ЗПР в год. Каждый малыш имеет свои особенности развития, поэтому стоит продолжить наблюдение, больше заниматься с ребенком и обязательно проконсультироваться по поводу отмеченных симптомов с врачом-невропатологом.

Симптомы и признаки ЗПР в 2 года

Нормально развивающийся маленький человечек к полутора-двум годам уже уверенно ходит, с удовольствием говорит первые слова и предложения, способен запоминать небольшие стихотворения наизусть, подвижен, активен и любознателен, успешно осваивает навыки самообслуживания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и выделенные в психолого-педагогической литературе симптомы ЗПР у детей в 2 года:

  • не знает своего имени, не реагирует на простые вопросы (покажи мячик, где мама);
  • не говорит первых слов (мама, дай), не пытается повторять слова за взрослыми;
  • наблюдается течение слюны, язык часто высовывается изо рта;
  • присутствуют проблемы со сном (сложно уложить, сон некрепкий и прерывистый);
  • склонность к капризам, длительному плачу, раздраженности и др.

Симптомами и признаками задержки психического развития (ЗПР) являются сложности с удерживанием внимания на каком-либо предмете или процессе. Например, дети не могут сосредоточиться на книжке, которую показывают родители, на стихотворении, которое им читают, не могут сконцентрироваться на несложной игре, не интересуются просмотром мультфильмов.

Важно! На задержку в психике могут указывать такие симптомы, как различные расстройства сна, аппетита, повышенная возбуждаемость ребенка и его неспособность успокоиться без помощи взрослых.

Симптомы ЗПР у ребенка в 3 года

Дети не похожи друг на друга, в современной дошкольной педагогике понятие «нормы» практически не используется. Программы дошкольного образования говорят о том, чему ребенок должен научиться и чему имеет возможность научиться. Однако некоторые особенности в формировании познавательных способностей дефектологами классифицируются как признаки ЗПР в 3 года. Назовем наиболее заметные симптомы:

  • активный словарь состоит из 20 слов;
  • нечеткое произношение звуков, неправильное образование форм слов («съедает» окончания);
  • не сформирован грамматический навык объединения слов в словосочетания и предложения;
  • нет устойчивых знаний о названиях и признаках привычных предметов, частей тела, названиях цветов;
  • не развита способность понимать связный текст;
  • возникают сложности с выполнением просьб и поручений взрослых;
  • в игровой деятельности проявляется неразвитость воображения, однотипность игровых действий;
  • невнимательность и утомляемость;
  • ребенку сложно сформулировать свои потребности и просьбы;
  • склонность к агрессивному поведению, истерическим реакциям и др.

Когда ребенок с указанными симптомами начинает посещать дошкольную образовательную организацию, ему сложно концентрировать внимание в процессе занятий, выполнять задание до конца. У него слабо развиты механизмы логических действий, он затрудняется сравнивать, классифицировать, выделять признаки предметов, беседовать по тексту или сюжету игры.

Симптомы ЗПР у детей в 4 года

К 4 годам отличия дошколят с задержкой развития становятся более заметны. Признаки отстающего от средних возрастных показателей развития можно разделить на несколько групп (таблица).

Физическая форма Познавательная сфера Отношения с людьми
Малоподвижность,слабый тонус мышц Неразвитость связной речи Замкнутость, погруженность в себя, незаинтересованность в играх со сверстниками
Нарушения мочеиспускания Неспособность запоминать на слух или зрительно Отсутствие интереса к миру
Головные боли, головокружение Рассеянность внимания Тревожность, агрессивность, настороженность
Тошнота в транспорте Несформированность знаний о мире Капризы, перемены настроения
Утомляемость Отсутствие интереса к познавательным играм Инфантилизм

Кроме указанных признаков, можно назвать такие симптомы ЗПР в 4 года, как затруднения с формированием навыков самообслуживания (неумение одеваться, обуваться, аккуратно принимать пищу и др.)

Симптомы ЗПР у ребенка в 5 лет

Пятилетний дошкольник с задержкой развития заметно отличается от ровесников прежде всего признаками недостаточной сформированности эмоциональной и волевой сферы. Он видит себя как очень маленького ребенка, поэтому в большинстве ситуаций неспособен самостоятельно принять решение, довести начатое или полученное дело до конца, предпочитает общаться с младшими. Ему сложно организовать себя из-за рассеянности внимания. У него плохо развита мелкая моторика, представляет трудность работа с материалами для лепки, рисование карандашами и красками. Заметны такие симптомы и признаки ЗПР у детей в 5 лет, как то, что дошкольник не может сидеть спокойно, ерзает на стуле, двигает руками и ногами, теребит одежду или другие предметы, много, быстро и неразборчиво говорит.

У пятилетнего дошкольника сохраняются проблемы с запоминанием, выполнением мыслительных операций, называнием признаков объектов, целостным восприятием предметов и явлений, совершенствованием фонетического и грамматического строя речи.

Важно! Серьезные симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у ребенка-дошкольника – отставания в формировании фонетического, лексического, грамматического строя речи и комплексные речевые нарушения.

Симптомы и признаки задержки психического развития у детей (ЗПР) разнообразны и проявляются по-разному. Поэтому необходимо обращаться за помощью к педагогу-дефектологу, осуществлять постоянное наблюдение за динамикой развития дошколенка. Малышу необходимо комплексное обследование и индивидуальный план коррекционной работы.

Видео

008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *