Развитие вестибулярного аппарата у детей


Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает. Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома. И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Моя предыстория
  2. Где находится этот орган
  3. Как его развить у детей
  4. Видео с практической тренировкой

Как тренировать вестибулярный аппарат

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали “лодочки”.
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого перелета на сомолете моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме. Но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем – укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. А конкретно в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории. И хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам, дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Вестибулярный аппарат – это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки. Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски. Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно.
Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать? Объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники – глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Как развить вестибулярный аппарат у детей

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

  1. Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.
  2. Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.
  3. Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали “летать” по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.
  4. С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).
  5. С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим.

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте.

Тренировка вестибулярного аппарата: видео

Теперь мы немного углубимся, и я покажу и расскажу о нашей тренировке вестибулярного аппарата в возрасте 2 года 3 месяца. Мы живем в квартире с террасой и я предпочитаю делать упражнения на свежем воздухе. Если у вас нет такой возможности, не расстраивайтесь, на видео вы увидите, что места нужно немного. Для подобных упражнений подойдет любая комната, главное хорошо проветрить ее. Съемка видео пришлась на январь – зимний месяц. В Доминиканской республике в 17 часов зимой уже темнеет, поэтому извиняюсь за небольшое затемнение на видео.

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

  • Как все занятия физкультурой, начинаем с разминки. Лучше поставить посередине стул, вокруг которого будет проходить пробежка. В случае тренировки вестибулярного аппарата, нам нужно бегать по кругу. Смените направление через несколько кругов, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • Подготовьте заранее прочную доску, которую вы положите на два стула. Ребенок учится держать равновесие, это упражнение сходно с гулянием по бордюрам. Мой малыш очень любил делать “тук-тук-тук”, поэтому поддерживая его интерес я просила постучать по стульчику. Проход по доске прямо и затем приставным шагом.
  • Положите на пол два предмета на расстоянии, которые заинтересуют вашего малыша. Берем ребенка за ноги и мотивируем его дойти на руках до одного из этих предметов. В нашем случае это были мячики. Затем разворачиваемся и доходим тем же способом до другого предмета.
  • Кружение в одну сторону, затем в другую сторону – это самое лучшее упражнение для развития данного органа.
  • Полеты в космос. Люди с плохо развитым вестибулярным аппаратом, имеют проблемы поднимаясь на скоростных лифтах, эскалаторах или при других перемещениях отличающихся от горизонтальной поверхности. Наш маленький космонавт вел отсчет от 5 до 0 и отправлялся в полет! Подбрасываем ребенка от 10 до 30 раз.
  • Продолжаем подготовку в космонавты,
    берем малыша за правую руку и правую ногу, раскручиваем в одну сторону. Останавливаемся. Теперь берем левую руку и левую ногу, раскручиваем в противоположную сторону.
  • Подъем по лестнице и спрыгивание вниз. Сами прыжки – это тряска нашего организма. Если вестибулярный аппарат плохо развит, то даже такие действия могут вызвать неприятные ощущения. Если у вас есть вертикальная спортивная лестница, то подъем и спуск по ней также тренирует данный орган.
  • Ходьба с переступанием препятствий. В нашем случае это были обычные кубики, которые я выстроила рядами. Вы можете положить несколько палок, например. Когда малыш научится переступать препятствия обычным шагом, можно менять его на приставные шаги (боком).
  • Попадание мячом в корзинку. Как я писала выше, за равновесие отвечают также и глаза, поэтому нужно тренировать вестибулярный аппарат вместе с глазомером. Для более старших детей подойдет баскетбол, ну а малыши могут обойтись даже детским ведерком.
  • Кувырки вперед и назад. Желательно научить малыша кувыркаться без остановки 10-15-25 кувырков. Но не всегда получается найти место в квартире, где ковер занимает такую длину. В нашем случае именно по этой причине Александр так и не научился кувыркаться более трех раз без остановки.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать.
Предлагаю посмотреть наше видео с данными упражнениями.

Конечно это не все упражнения помогающие развить функции мозга, которые отвечают за равновесие. Такие простые вещи как перекатывание на полу, катание на качелях, прыжки со скакалкой, раскачивание на канате, прыжки на батуте – все это поможет тренировке вестибулярного аппарата.

В завершении хочу сказать, что многое в ребенке должно быть развито в первые годы его жизни, то есть до школы. Уважаемые родители, не стоит полагаться, что детям достаточно просто выйти на детскую площадку. Или что в школе они нагонят на уроке физкультуры. Если мы хотим видеть их здоровыми, то стоит уделить внимание каждому аспекту с раннего возраста. Сегодня я рассказала вам как тренировать вестибулярный аппарат, в следующей статье поговорим об утренней зарядке. Мне будет очень приятно, если вы поделитесь моей статьей в соц. сетях, для этого воспользуйтесь кнопками ниже.

Вам также будет интересно:

Невесомость на качелях – в рамках игр по астрономии

Как научить малышей ориентироваться в пространствеПодготовка в космонавты в домашних условиях

Многие мамы жалуются, что детей укачивает в транспорте. Даже самая обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Этому есть объяснение – скорее всего, у ребенка слабый вестибулярный аппарат.
Специально для вас мы составили несложную программу тренировок, подходящую малышам от рождения до 5 лет.
Попробуйте начать заниматься с ребенком, это поможет развить у него ловкость, физическую активность и выносливость.

Что такое вестибулярный аппаратВестибулярный аппарат — это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве. Располагается он во внутреннем ухе. А его формирование заканчивается только к 10-12 годам.
Малыш учится переворачиваться, садиться, ползать
. Он встает, падает, делает первые шаги, осваивает прыжки и бег. Кажется, что навыки приходят один за другим без особых усилий. Но без правильного формирования вестибулярного аппарата гармоничное развитие двигательной активности ребенка невозможно.От рождения до годаТренироваться можно начинать с рождения. На первом этапе подойдут детские шезлонги, люльки, а также заботливые руки мамы, укачивающие младенца перед сном.
Все это поможет вестибулярному аппарату малыша развиваться естественно
. Но и некоторые полезные упражнения будут не лишними.
Помните, что все упражнения нужно выполнять с ребенком не менее чем за час до и после еды и только в хорошем настроении.

«Кач-кач»

В положении с малышом на руках поворачивайте торс вправо и влево. Начните с 3-4 поворотов, двигайтесь плавно. Постепенно увеличивайте скорость и количество поворотов.

«Любимый мячик»

Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спинку или животик, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать кроху вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения.

С 7-8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или под мышки. Также можно разрешить ему попрыгать на мяче при вашей поддержке.
«Самолетик»

Полеты у мамы или у папы на руках — это весело и полезно. Положите малыша на согнутые в локтях руки, лицом вниз и поиграйте в «самолетик» передвигаясь с малюткой по квартире. Можно добавить в игру «воздушные ямы» и изменять скорость полетов.

«Тренажер»

Упражнение можно выполнять, как только кроха начнет держать голову. Сидя на диване или на стуле, положите малыша себе на вытянутые ноги. Придерживая кроху за руки, плавно приподнимайте и опускайте ноги, сгибая в коленях. Такие своеобразные «качельки» очень нравятся деткам.

«По кочкам»

Упражнение для детей старше 3 месяцев. Посадите кроху себе на колени, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку — бух». Дети обожают такие веселые игры. Перемещайте малютку вверх-вниз, иногда смещая его в сторону или позволяя свалиться в «ямку». Обязательно надежно держите ребенка, не позволяйте ему действительно упасть с ваших колен!

С 1 года до 2 летВ год дети, как правило, начинают уверенно стоять и ходить. Как только вы заметите, что ребенок пробует сделать что-то сам, будьте рядом, следите за его желаниями и намерениями, не позволяйте малышу нанести себе вред.

Упражнения:

«Весело шагать»

Малыши любят ходить между взрослыми, взяв их за руки и периодически «повисать» поджав ноги. Это отличная тренировка! Не протестуйте против такого детского развлечения.

«Учимся нырять»

Если вы решили научить своего кроху плавать и нырять, это пойдет ему на пользу. В воде мы становимся как будто бы легче, и воздействия на вестибулярный аппарат происходит иным образом, чем на суше. Все это позволяет ребенку улавливать нюансы восприятия собственного тела в пространстве.

«Танцуем!»

Устраивайте танцы! Включайте музыку, показывайте малышу, как можно кружиться, приседать, подпрыгивать и танцевать. Возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе таким образом. Научите его прыгать на левой и правой ножке попеременно.

Не избегайте игр на детской площадке. Пусть малыш катается с горки, качается на качелях. Приобретите для него маленький самокат или беговел. Все это отлично развивает двигательную активность.

От 2 до 5 лет«Батут»

Примерно с двух лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване, но можно придумать и другие варианты.

В парках на весенне-летний период устанавливают батуты и даже надувные города.
Следите за тем, чтобы количество детей на аттракционе не превышало допустимое, а их возраст был примерно одинаковым.

«Веселая гимнастика»

Ребенок способен быстро научиться кувыркаться, делать «мостик», удерживать равновесие на одной ножке, ходить на руках, когда кто-то поддерживает его за ноги. Направьте ребенка в секцию гимнастики для малышей или обучите этим нехитрым упражнениям сами.

«Море волнуется раз»

Играйте с крохой в игру «Замри!» Водящий громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее название любого животного) на месте замри!» Игроки должны от плавных движений перейти к неподвижной позе того животного, которого обозначил ведущий.

Игра развивает у детей способность удерживать равновесие даже в очень неудобной позе.

«Юла»

Вы слегка раскручиваете ребенка на месте с закрытыми глазами. Когда ребенок откроет глаза, ему будет казаться, что стены, пол и потолок потеряли устойчивость. Для возвращения всей комнаты обратно требуются усилия со стороны вестибулярного аппарата. Так малыш тренируется уверенно держать равновесие и контролировать координацию движений.

«Классики»

Пропрыгать классики от 1 до 10 на одной ножке — задача не самая простая, зато какая увлекательная!

Вестибулярный аппарат, отвечающий за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве развивается и укрепляется от подобных подвижных игр со сверстниками.

Помните, что дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, растут здоровыми и физически более развитыми.

Ребенка укачивает в машине? Кружится голова, когда он катается на карусели? Значит, у него слабый вестибулярный аппарат. Будет ли эта проблема сопровождать малыша и дальше или ее удастся преодолеть, во многом зависит от родителей.

Своим труднопроизносимым названием вестибулярный аппарат обязан латинскому слову «vestibulum» (в переводе — «преддверие»), так как он располагается в преддверии внутреннего уха и является его частью, часто называемой лабиринтом. Он представляет собой сложную систему, состоящую из трех полукружных каналов, которые находятся в примерно перпендикулярных плоскостях, что позволяет организму реагировать на наклоны во всех направлениях. Вестибулярный лабиринт частично заполнен желеобразной эндолимфой, покрывающей его чувствительные ворсинки. Во время наших движений под действием силы тяжести эндолимфа и плавающие в ней известковые камешки (отолиты) приминают те или иные ворсинки, и в мозг передается информация об изменениях положения тела. В доли секунды обработав полученные данные, мозг дает «указание» изменить расположение и напряжение мышц шеи, туловища, рук и ног, чтобы мы могли удерживать равновесие в любой ситуации. Чутко реагируя на гравитационное поле Земли, эта сложная система позволяет нам ориентироваться в пространстве и поддерживать баланс тела даже с закрытыми глазами. Вот почему тренировать вестибулярный аппарат необходимо тренировать уже с младенчества.

Поэтапное развитие

Первые признаки созревания вестибулярного анализатора появляются уже на четвертом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. У новорожденных можно наблюдать целый ряд вестибулярных рефлексов. Один из них – так называемый автоматизм Моро. В ответ на резкое сотрясение или неожиданный шум малыш резко раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальчики. Начиная со второго месяца жизни, ребенок начинает держать голову. Поддерживать вертикальное положение головы опять-таки помогает вестибулярная система.

Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет и другие функции. Кроха учится поворачиваться, садиться, ползать, манипулировать игрушками. Постепенно его тело принимает вертикальное положение, ребенок делает первые шаги, начинает бегать, осваивает прыжки. И опять-таки освоение этих довольно сложных навыков невозможно без правильного формирования вестибулярного аппарата. Ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и двигаться в нужном направлении.

Вестибулярный аппарат у детей. Нарушения.

Из-за вестибулярных сбоев  ребенок может жаловаться на головокружения, у него может быть нарушена ориентация в пространстве. Шаткая походка у малыша старше трех лет тоже является симптомом неблагополучия.

Если перечисленные симптомы появляются у ребенка в состоянии покоя или при минимальных вестибулярных нагрузках (например, после недолгого качания на обычных качелях)и уж тем более, если они носят стойкий характер, следует обратиться к неврологу и отоларингологу. Чтобы поставить диагноз, ребенку могут назначить дополнительные исследования. Например, отоскопию (осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки), а бывает, что и компьютерную томографию височной кости и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Это нужно, чтобы исключить серьезные нарушения работы мозжечка (он тоже регулирует координацию).

Но в подавляющем большинстве случаев вестибулярные сбои ограничиваются «морской болезнью» или укачиванием в транспорте. Избавиться от неприятных симптомов в таком случае помогут упорные тренировки.

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка

Для младенца подойдут покачивания на руках у мамы из стороны в сторону, немного более интенсивные, чем обычно. С грудничком на руках также полезно медленно кружиться в вальсе, постепенно убыстряя темп. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону. Как только малыш научится держать голову, с ним можно «летать» по комнате, одной рукой держа его за ножки, а другой — поддерживая грудь. Примерно с 4 месяцев начинайте занятия на надувном специальном мяче – фитболе. Первое занятие длится всего 1 минуту, потом продолжительность постепенно увеличивается. Положите ребенка животиком на хорошо надутый мяч и, прижимая его к мячу,  качайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, крутите вокруг оси. 

Ближе к году качайте кроху на качелях и в гамаке, малыша постарше — катайте на каруселях любого типа. Можно воспользоваться вращающимся кругом типа «грация». Поставьте на него 1-1,5 летнего ребенка и, держа за руку, покрутите сначала в одну, потом в другую сторону. Скорость и число оборотов надо наращивать постепенно.

Хорошо натренировать вестибулярную систему ребенок может в любом развлекательном центре, где есть батут. Также на пользу вестибулярной системе пойдут лазанье по веревочном лестнице, прыжки через скакалку, прыжки на одной и на двух ногах, бег с препятствиями.

Вестибулярный аппарат любит закаливающие процедуры, активные игры и движение: кувырки, катание на качелях, раскачивание в гамаке и кресле-качалке. Кислые на вкус продукты способствуют стабилизации вестибулярной системы, поэтому, если ребенка начинает поташнивать в транспорте, можно дать пососать ему дольку лимона. А вот переедание, травмы головы и шеи, постоянное ношение наушников и длительная нагрузка на глаза на пользу вестибулярному аппарату не идут. Вредны для него также громкие звуки силой более 100 дБ. Они сильно раздражают микроскопические ворсинки, которыми он усеян.

Добрый день, дорогие родители!

«Компания «Пилсан» приветствует Вас в своем блоге. Мы, как производитель развивающих игрушек и товаров для детей, считаем своей главной целью помочь детям по всему миру расти здоровыми и счастливыми. Наши игрушки, товары для детей и игровые комплексы абсолютно безопасны для здоровья детей, способствуют правильному физическому развитию и приносят настоящее детское счастье.»

Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы. В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.

Физиологический процесс развития мозжечка

Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет. В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать. Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.

Мозжечок – это сегмент человеческого мозга, располагающийся в затылочной области черепа. Мозжечок состоит из двух отделов — древнего отдела или «червя», и эволюционно более позднего, более нового отдела. Древний отдел отвечает за обработку сигналов вестибулярной системы, поддерживающей равновесие и координацию движений. Новый отдел отвечает за связь с большими полушариями головного мозга. Интенсивный рост древнего отдела мозжечка происходит на поздних сроках беременности. Поэтому важно избегать преждевременных родов.

Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:

  • возраст 5-6 месяцев — ребенок начинает садиться;
  • возраст 8-9 месяцев — ребёнок ползает;
  • возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
  • возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
  • к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.

Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.

Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.

Параллельно с развитием мозжечка у ребенка в возрасте от 6 месяцев развивается и вестибулярный аппарат — основа человеческого прямохождения. Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, состоит из двух перепончатых мешочков (круглого и овального), трех полукружных каналов. Развитие именно данного органа позволяет ребенку делать свои первые в жизни шаги. Нарушения же в развитии вестибулярного аппарата приводят к задержкам в развитии, «пьяной походке», а недоразвитие мозжечка – к гиперактивности и другим нежелательным для ребенка последствиям и синдромам.

Игры и упражнения для развития детской координации

Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:

  • Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр или поребрик вдоль тротуара у подъезда Вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
  • Удержание баланса на движущейся поверхности. Смысл и механика упражнения такие же, как и в упражнении на простое удержание баланса с одним существенным отличием – вместо дощечки или бордюра необходимо использовать качающуюся или движущуюся поверхность. Отлично подойдет лежащее бревно или толстая труба, которая немного поперечно покачивается из стороны в сторону. В усложненном варианте бревно или труба могут быть подвешены на небольшую высоту и покачиваются не только поперечно, но и продольно. Возможно на ближайшей детской площадке есть нечто похожее или небольшой подвесной мостик, который тоже отлично подойдет для тренировки координации.
  • Упражнение с большим мячом «Фитболом». Упражнения с большим мячом очень хорошо развивают координацию. На нем можно лежать на спине или животе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Можно попытаться на нем усидеть, не касаясь ножками пола. Такие упражнения существенно влияют на улучшение координации и физической ловкости.
  • Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка. Кроме того, прыжки на батуте тренируют центральную нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
  • Качели и горки – ключевой и важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Первые качели для ребенка начинаются сразу после рождения – это его покачивающаяся кроватка. Затем качающаяся коляска. Когда Ваш ребёнок еще не начал ходить, вы уже можете усадить его в специальные детские качели или прокатить его с детской горки. Эти упражнения, привитые с детства, уберегут ребенка от боязни высоты, приучат к частой смене положения тела, заложат важные основы развития координации и вестибулярного аппарата.

Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.

После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.

Статичные игры предназначены в первую очередь для тренировки замираний, балансирования и удержания тела в равновесии в самых различных позах. К таким играм относятся: «Музыка стоп», «Море волнуется», «Статуи», «Штанлер-стоп», «Выбивной» и другие.

Динамичные игры напротив предназначены для тренировки вестибулярного аппарата в условиях постоянной смены положения тела. Эти игры как правило коллективные, для большого количества детей. В таких играх происходит нормальное правильное развитие координации ребенка. К динамичным играм можно отнести: «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Найди себе пару» и многие другие.

Большое количество игр для физического развития мы подробно рассмотрим в отдельной статье.

Игрушки для развития координации ребёнка

Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:

  • Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
  • Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
  • Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
  • Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
  • Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
  • Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
  • Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.

Широкий ассортимент игрушек и товаров для детей от компании «Пилсан» способен полностью снять вопрос полноценного развития координации и вестибулярного аппарата ребенка с момента рождения и до поступления в школу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *