Роман сладкопевец день памяти


Житие

Пре­по­доб­ный Ро­ман, про­зван­ный «Слад­ко­пев­цем», был по про­ис­хож­де­нию гре­ком и ро­дил­ся в се­ре­дине V сто­ле­тия в си­рий­ском го­ро­де Еме­се. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние, он стал диа­ко­ном в Вос­кре­сен­ском хра­ме в го­ро­де Бей­ру­те. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии Ди­ко­ре (401–518 гг.) он пе­ре­ехал в Кон­стан­ти­но­поль и стал кли­ри­ком при пат­ри­ар­шем хра­ме Свя­той Со­фии. Он усерд­но по­мо­гал при бо­го­слу­же­ни­ях, хо­тя не от­ли­чал­ся ни го­ло­сом, ни слу­хом. Од­на­ко пат­ри­арх Ев­фи­мий лю­бил Ро­ма­на и да­же при­бли­зил его к се­бе за его ис­крен­нюю ве­ру и доб­ро­де­тель­ную жизнь.

Рас­по­ло­же­ние пат­ри­ар­ха к свя­то­му Ро­ма­ну воз­бу­ди­ло про­тив него несколь­ких со­бор­ных кли­ри­ков, ко­то­рые ста­ли его при­тес­нять. На од­ном из пре­дрож­де­ствен­ских бо­го­слу­же­ний эти кли­ри­ки вы­толк­ну­ли Ро­ма­на на ам­вон хра­ма и за­ста­ви­ли петь. Храм был пе­ре­пол­нен бо­го­моль­ца­ми, слу­жил сам пат­ри­арх в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра и при­двор­ной сви­ты. Сму­щен­ный и на­пу­ган­ный, свя­той Ро­ман сво­им дро­жа­щим го­ло­сом и невнят­ным пе­ни­ем все­на­род­но осра­мил­ся. При­дя до­мой со­вер­шен­но по­дав­лен­ным, свя­той Ро­ман но­чью дол­го и на­пря­жен­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­ли­вая свою скорбь. Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему, по­да­ла бу­маж­ный сви­ток и ве­ле­ла съесть его. И вот со­вер­ши­лось чу­до: Ро­ман по­лу­чил кра­си­вый, ме­ло­дич­ный го­лос и од­новре­мен­но по­э­ти­че­ский дар. В при­ли­ве вдох­но­ве­ния он тут же со­ста­вил свой зна­ме­ни­тый кондак празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­на­го раж­да­ет, и зем­ля вер­теп Непри­ступ­но­му при­но­сит; Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­во­сло­вят, вол­сви же со звез­дою пу­те­ше­ству­ют; нас бо ра­ди ро­ди­ся От­ро­ча Мла­до, Пре­веч­ный Бог».

На сле­ду­ю­щий день свя­той Ро­ман при­шел в храм к все­нощ­ной под Рож­де­ство Хри­сто­во. Он на­сто­ял, чтобы ему раз­ре­ши­ли сно­ва спеть на ам­воне, и на этот раз так пре­крас­но спел со­став­лен­ный им гимн «Де­ва днесь», что вы­звал все­об­щий вос­торг. Им­пе­ра­тор и пат­ри­арх бла­го­да­ри­ли свя­то­го Ро­ма­на, а лю­ди на­зва­ли его Слад­ко­пев­цем. С тех пор свя­той Ро­ман укра­шал бо­го­слу­же­ния сво­им див­ным пе­ни­ем и вдох­но­вен­ны­ми мо­лит­ва­ми.

Лю­би­мый все­ми, свя­той Ро­ман стал учи­те­лем пе­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле и вы­со­ко под­нял бла­го­ле­пие пра­во­слав­ных бо­го­слу­же­ний. За свой по­э­ти­че­ский дар он за­нял по­чет­ное ме­сто сре­ди цер­ков­ных пес­но­пис­цев. Ему при­пи­сы­ва­ют бо­лее ты­ся­чи мо­литв и гим­нов на раз­лич­ные празд­ни­ки. В осо­бен­но­сти сла­вит­ся ака­фист Бла­го­ве­ще­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый по­ет­ся в пя­тую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста. По его об­раз­цу со­став­ля­лись про­чие ака­фи­сты. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ро­ман в 556 го­ду.

См. так­же: «Па­мять пре­по­доб­но­го Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Труды о святом в библиотеке

Молитвы

Тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Роман, дух твой.

Ин тропарь преподобному Роману Сладкопевцу, глас 3

От ю́ности житию́ равноа́нгельному ревну́я,/ ве́ру, смиренному́дрие и терпе́ние стяжа́в,/ преподо́бне Рома́не Сладкопе́вче,/ оби́тель Свята́го Ду́ха был еси́,/ та́же избра́нник Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ и от Нея́ ми́лостивно сподо́бися да́ра сла́вити Бо́га./ Сего́ ра́ди моли́ся о нас, недосто́йных ученице́х твои́х,// да воспое́м с тобо́ю сладкогла́сно сла́ву нас ра́ди Воплоти́вшемуся Преве́чному Бо́гу.

Перевод: С юности житию равноангельному ревнуя, веру, смиренномудрие и терпение стяжав, преподобный Роман Сладкопевец, ты стал обителью Святого Духа и избранником Божией Матери, и от Нее удостоился милостивого дара прославлять Бога. Потому молись о нас, недостойных учениках твоих, да воспоем с тобой сладкогласно славу нас ради воплотившемуся Превечному Богу.

показать все

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Перевод: Божественными добродетелями духа с молодости украсившись, Роман премудрый, ты стал почитаемым украшением Церкви Христовой, ибо прекрасным пением украсил Ее, блаженный. Потому молим тебя: подай желающим Божественное дарование твое, да взываем к тебе: «Радуйся, отче преблаженный, красота церковная».

Молитва вторая преподобному Роману Сладкопевцу

О, преблаже́нне о́тче наш, Рома́не Сладкопе́вче! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти. Научи́ нас, уневе́стившихся Христу́, рабо́тати Ему́ со стра́хом и ра́доватися с тре́петом. Изба́ви нас от печа́ли и уны́ния, отжени́ от нас го́рдость и славолю́бие, да воспое́м сла́ву Бо́жию, да восхо́щем то́кмо сла́вы Небе́сныя. О, святы́й о́тче, всели́ в нас любо́вь нелицеме́рную к бли́жним, послуша́ние безро́потное нача́льником и страх Бо́жий в сердца́ на́ша. Да́руй позна́ти сла́дость отрече́ния во́ли своея́, ве́рой кре́пкой во благо́е Промышле́ние Бо́жие о спасе́нии челове́ка освяти́ ду́ши на́ша. Низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, да сподо́бимся с му́дрыми де́вами вни́ти во бра́чный черто́г Жениха́ своего́ Небе́снаго и ку́пно со А́нгелами воспева́ти сла́ву вели́чия Его́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобному Роману Сладкопевцу

Преподо́бне о́тче Рома́не! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Музыка — один из важных ключей к человеческой душе, и любой человек, побывавший на богослужении в церкви, согласится с этим утверждением. Церковная музыка совершенно особенная, таинственная сфера влияния на человека, через нее, переживая катарсис, приходят к очищению души и покаянию, она поднимает человека над миром страстей и приближает к Богу.

В истории церкви с возникновением богослужебных песнопений связано имя Романа Сладкопевца, являющегося зачинателем жанра церковной музыки.

Житие святого

Роман Сладкопевец был рожден в маленьком городке Емесе, что находится в Сирии, хотя являлся греком по происхождению. Понимание своего предназначения пришло к Роману с малых лет, поэтому он, устремленный сызмальства к Богу, избегал всяческих неблагочестивых поступков. В пору своего отрочества он отправился в город Берит (сейчас Бейрут), чтобы служить пономарем в одной из городских церквей.

Преподобный Роман Сладкопевец

По восшествии на императорский престол Анастасия I, святой Роман переехал в Константинополь, где стал служить в храме Пресвятой Божией матери. По воле же божией через небольшое количество времени Роман был принят пономарем в храм Святой Софии — центр православной культуры тех лет.

Невзирая на то, что в детстве Роман не имел возможности получить духовное образование, и даже просто обучиться грамоте, дела его во славу Господа существенно превосходили многих иноков.

Такая устремленность к духовной сфере не осталась незамеченной, и Романа заметил патриарх Евфимий, ставший затем его наставником и даже покровителем. Конечно, такое положение вещей не могло не вызвать зависть по отношению к Роману со стороны других клириков. Следует заметить, что и для патриарха такое покровительство стало причиной некоторых проблем с духовенством Константинополя.

Чудесный сон

Многие из священнослужителей старались отомстить Роману за так удачно складывающуюся духовную карьеру и устраивали ему разного рода испытания. Одно из них случилось на праздник Рождества Христова, на службе, где присутствовал сам император. Так, во время торжественного богослужения, когда Роман расставлял по храму светильники, некие клирики, лукавством заставили выйти молодого человека на амвон и исполнять хвалебную песнь Господу, что вовсе не соответствовало обязанностям Романа.

Клирики же прекрасно знали, что на тот момент Роман не обладал в достаточной мере музыкальными дарованиями и, выйдя на пение, непременно станет предметом насмешек. Так и произошло. Испытав унижение, в отчаянии Роман пал пред ликом Пресвятой Божией матери и долго плакал и молился, а после отправился домой, где вскорости предался сну, дабы забыть тяготы прошедшего дня.

Во сне же ему явилась сама Богородица и передала в руки некий свиток, повелел открыть уста и съесть этот свиток. Исполнив завет Богоматери, святой Роман проснулся, и еще не придя в себя полностью от происшедшего с ним во сне, почувствовал снизошедшую на него Божию благодать. Вспомнив о вчерашнем унижении, он возблагодарил Матерь Божию за те знания, которые она передала ему во сне.

Явление во сне Пресвятой Богородицы

Доверившись Господу, святой Роман отправился в церковь, где как раз происходила всенощная служба, и пришло время воспевать праздничные песнопения. В храме Роман вновь вышел на амвон и исполнил сочиненный им самим кондак в честь Великого праздника Рождества Христова, но таким голосом, что все присутствующие в храме диву дались, услышав столь сладостные песнопения.

Патриарх Анастасий I, присутствующий в этот момент на службе, удивился совершившемуся в храме на глазах у всех, чуду и спросил Романа о том, как узнал он об этом дивном пении и как обрел дар такого величайшего исполнения песен божиих. На что Роман, не стесняясь прихожан храма, рассказал об истории, случившейся с ним во сне и о явлении ему Матери Божьей. Услышав историю обретения чудесного дара песнопения те клирики, которые строили козни Роману, испытали стыд за свои поступки, раскаялись и попросили у него прощение. Патриарх после случившегося присвоил Роману сан дьякона и прозвал его Романом Сладкопевцем.

Интересно! За свою жизнь преподобный Роман создал около тысячи молитв и гимнов, предназначенных для исполнения на различных церковных праздниках.

Прожив долгую жизнь, посвященную Господу, Роман Сладкопевец отошел в мир небесный в 556 году, однако его певческое наследие живо и по сей день.

Христианское воспитание

Равно как о жизни, так и о воспитании и образовании святого Романа Сладкопевца существует самые разные гипотезы.

  • Так согласно одним данным, Роман происходил родом из христианской семьи и знал о Боге с раннего возраста, однако, не отличался грамотностью.
  • По другой же версии, опираясь на созданные святым Романом поэтические произведения, ученые выяснили, что юноша, вероятно, имел классическое образование, потому как с легкостью включал в тексты своих кондаков как медицинские термины, так и имена Платона, Демосфена и Гомера.

Опираясь на медицинские познания, исследователи биографии Романа сделали вывод, что скорее всего святой происходил из еврейской семьи, так как в те времена евреи, помимо ростовщичества, занимались медициной.

Почитание

В России памятником святому Роману Сладкопевцу выступает храм Рождества Пресвятой Божией Матери, находящийся в Санкт-Петербурге при Петербургской государственной консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения, связанного непосредственно с музыкой, с особой теплотой чтят память преподобного Романа. Студенты и преподаватели консерватории считают Романа Сладкопевца своим покровителем, вероятно поэтому в стенах этого заведения хранится икона с образом этого святого.

На заметку! Памяти преподобного Романа Сладкопевца посвящены несколько храмов. В России эти храмы расположены в Санкт-Петербурге, Сибири и Нижнекамске, также известен один храм, построенный в честь святого на Украине, в Киеве.

Молитвенные просьбы

Как уже было сказано, особым почитанием пользуется святой Роман у музыкантов, как профессиональных, так и любителей, а особенно тех, кто связал свою жизнь с церковным пением. Потому и молятся чаще всего этому святому с такими просьбами, как:

  • развитие музыкального таланта;
  • помощь в профессиональной самореализации;
  • избавление от неуверенности перед выступлениями на публике.

Икона святого Романа Сладкопевца

Также к святому Роману обращаются с молитвой, когда требуется защита от зависти и недобрых людей, избавление от разного рода пороков и грехов, при немощи перед пониманием Священного Евангелия и молитв.

Мужчины, носящие имя святого, либо их родители, могут обращаться к Роману Сладкопевцу за помощью во многих нуждах, так как он является их наипервейшим святым заступником.

Факты о жизни

Кондак, исполненный Романом Сладкопевцем после явления ему Богородицы во сне до сих пор звучит в церкви во время рождественских служб:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Дни памяти и мощи

Ежегодно 14 октября (1 октября по старому стилю), в день Покрова Пресвятой Богородицы, отмечается день памяти святого Романа Сладкопевца.

К большому сожалению, информации о том, где находятся святые мощи Романа Сладкопевца, до сих пор не найдено. Однако прихожане многих храмов часто обращаются в молитвах перед иконой святого Романа.

Кроме того, этот святой представлен на иконе Покрова Божьей Матери, неслучайно в этот праздник церковь отмечает день его памяти.

Заповеди и творения

Одной из важнейших заповедей жизни Романа Сладкопевца является верность Господу Богу и следование той участи, которую Он для каждого уготовил. Житие святого прямое тому подтверждение, ведь именно благодаря вверению себя в руки Бога святой Роман создал столько значительных поэтических и песенных творений.

Интересно! Совершенно все творения этого святого отличают такие черты, как простота, но при этом богатство и изящество стихотворной формы, отсутствие аллегорий, однако пафос христианских тем.

К сказанному выше стоит добавить, что полного исследования как жизни Романа Сладкопевца, так и его творчества до сих пор нет. Более того, со сменой типа церковного пения от кондаков до более простых канонов, судьба поэта и святого Романа становится, к сожалению, известна все меньшему кругу людей.

Труды

Среди наиболее известных русских переводов Романа Сладкопевца известны следующие:

  • кондаки и икосы;
  • песни святого Романа на страстную седмицу;
  • плач Пресвятой Богородицы при кресте;
  • кондак на Рождество Христово;
  • кондак на Светлую Пасху;
  • кондак на неделю ваий;
  • кондак на пятидесятницу;
  • гимн на Иуду Предателя;
  • кондак Иосифу Праведному.

Письма и цитаты

Письма и послания, написанные святым Романом, не переведены на русский язык и для нашего читателя не доступны.  Прежде чем перейти к цитатам поэтического творчества Романа Сладкопевца, необходимо заметить, что в России многие кондаки стали известны благодаря переводам известного лингвиста и языковеда Сергея Сергеевича Аверинцева.

Святой Роман покровительствует всем музыкантам и поэтам

Далее представлены несколько цитат из кондаков святого Романа:

  • Горьки воды пучины губительной,
    сладки яства гортани заморские;
    и плывут человеки над бездною,
    понуждаемы чревом и алчностью,
    предают себя палубе зыблемой,
    небрегут о погибели горестной…
  • Похоронившие себя вместе с Христом через крещение
    и воскреснувшие вместе с Ним, в пении воскликнем, говоря:
    «Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало?
    Ибо воскрес Господь — Жизнь и Воскресение».
  • Некие плаватели, всем оснащенные, но забывшие парус,
    Не могут по морю свой путь совершать,
    Ибо сам корабль их препятствует бегу,
    Не помогает ни кормчего ловкость, ни руль.
    Так же и все, плывущие к Царству Небесному,
    И всякой добродетели груз на себя возложившие,
    Но обнаженные милосердия, Не могут достигнуть пристани неба
    И не получат
    Нетленный венец.

В целом же жизнь Романа Сладкопевца демонстрирует нам, людям, пример духовных подвигов и верности своего делу и Господу. Всю свою жизнь святой Роман наполнил молитвами, постами и изучением церковных основ, ибо к этому его призвал сам Бог.

Чудеса

О чудесах, происходящих не без участия святого Романа, ходят церковные легенды, о многих из них часто рассказывают сами священники.

Так известен случай, когда в храме праздновался день памяти блаженной Ксении Петербуржской и в те годы ей не было еще посвящен отдельных текстов для проведения служб, однако количество книг и молитвенников, необходимых для проведения богослужения поражало. Батюшка, всерьез переживая запутаться в книгах и в склонении имени святой помолился Роману и служба прошла гладко.

В другой раз равно такое же чудо было отмечено при чтении канона Богородице в одну из вечерних служб. Оказалось, что кондак занимает большое количество страниц, к тому же написан единым предложением, что осложняло его прочтение, как говорится, на одном духе. И вот священник, с чьих слов записана эта история, обратился с молитвой к святому Роману и на одном дыхании, на удивление другим священникам, прочитал написанное так, что не был утрачен смысл текста.

Никто из присутствующих священнослужителей не усомнился в этот момент в помощи святого.

Святой Преподобный Роман Сладкопевец

Преподобный Роман Сладкопевец родился в V веке в сирийском городе Емесе. Переехав в Константинополь, он стал пономарем в храме Святой Софии. Ночами преподобный уединялся на молитву в поле или в загородный Влахернский храм.

Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по-гречески «Кондакион»), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». От того свитка («кондака») и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески «икосах»).

За усердное служение святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До самой кончины, последовавшей около 556 года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

Лит.:

Успенский Н. Д., проф. Кондаки святого Романа певца // Богословские труды. Сб. 4. 1968. С. 191–201.

У этого термина существуют и другие значения, см.

Святой Роман

.

Рома́н Сладкопе́вец (греч. Ρωμανός ὁ Μελωδός) — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками (в раннем значении термина), некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго раждает»; «Душе́ моя, душе́ моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых (память 1 (14) октября).

Жизнеописание[править | править код]

Роман Сладкопевец родился в середине V века в греческой (возможно также в сирийской или иудейской) семье в г. Эмесса, в Сирии и говорил на сирийском языке[1], был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте, при императоре Анастасии I Дикоре (491—518) прибыл в Константинополь, здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим, которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Издания[править | править код]

  • Romane le Melode / Ed. par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1964.
  • Sancti Romani Melodi Cantica / Ed. P. Maas, C.A. Trypanis. L., 1960.

Исследования[править | править код]

  • Arentzen, T. The Virgin in Song: Mary and the Poetry of Romanos the Melodist. University of Pennsylvania Press, 2017.
  • Gador-Whyte, S. Theology and Poetry in Early Byzantium. The Kontakia of Romanos the Melodist. Cambridge University Press, 2017.
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. P., 1977.

Переводы[править | править код]

Русские переводы:

  • Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца… / Пер. С. Цветкова. М., 1881. 201 стр.
  • Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу. / Пер. Цветкова. М., 1900. 212 стр.
  • Плач пресвятыя Богородицы при кресте. М., 1891. 63 стр.; М., 1909. 67 стр.
  • Кондак или песнь на рождество Христово. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1912. 31 стр.
  • Кондак или песнь на святую пасху. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1913. 31 стр.
  • Кондак на неделю ваий. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
  • Кондак на святую пятидесятницу. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.

Новые переводы:

  • Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1968. С. 209—214.
  • На Иуду Предателя. Гимн. О жизни монашеской. // От берегов Босфора до берегов Евфрата. / Пер. и комм. С. С. Аверинцева. М.: Наука (ГРВЛ), 1987. 360 стр. С. 252—262.
  • Роман Сладкопевец. Кондак Иосифу Праведному. / Пер. В. В. Василика. // Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 260—277.

См. также[править | править код]

  • Акафист

Примечания[править | править код]

  1. ↑ См.: Sancti Romani Melodi Cantica genuina. Ed. by P. Maas and C. A. Trypanis. Oxford, 1963. P. XV—XVI.

Ссылки[править | править код]

  • Роман Сладкопевец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Житие Романа Сладкопевца на сайте «Православие»
  • Житие Романа Сладкопевца на сайте «Православие» (другой вариант)

Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения — тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему — Роман Сладкопевец, день памяти — 14 октября.

Содержание статьи:

  • Жизнь Романа Сладкопевца
  • Неприятное происшествие
  • Получение дара
  • Послесловие

Жизнь Романа Сладкопевца

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой — греками, по третьей — иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.

Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.

Неприятное происшествие

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.

К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство — начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Получение дара

Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.

Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.

День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак. Текст его сегодня известен всем православным христианам:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.

Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.

С той поры жизнь преподобного сильно переменилась — разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».

Следует отметить, что не только кондаки составлял святой Роман Сладкопевец. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.

Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений — акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.

Преподобный Роман трудился учителем пения, служителем церкви и церковным поэтом до самой своей смерти. Скончался он около 556 года.

Послесловие

Преподобный Роман Сладкопевец удостоился весьма громких титулов как невероятно плодовитый на произведения сочинитель. Буви называл его не иначе, как «Пиндар ритмической поэзии». Крумбахер именовал Романа одним из великих поэтов византийской эпохи. Но, несмотря на неприкрытое восхищение, адресованное преподобному, на смену созданному им стилю составления песнопений пришел другой, плодами которого явились каноны. Имя же автора известных и поныне кондаков и акафистов оказалось благополучно и совершенно незаслуженно забыто.

Мы сердечно поздравляем христиан с праздником, с Днем преподобного Романа Сладкопевца!

Автор: Пономаренко Надежда
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: Святой Роман Сладкопевец,
14 октября