Спас нерукотворного образа


ОБРАЗ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» — ПЕРВАЯ ИКОНА ИИСУСА ХРИСТА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Молясь перед иконами, люди нечасто задумываются над тем, откуда появились иконы, когда и кем была установлена традиция иконопочитания. Молитва перед образом настолько привычна нам, что она представляется извечной. Между тем, в Евангелии Христос ни разу не говорил об иконах. Зато Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос — она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас — сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение.

Икона Спаса Нерукотворного — одна из важнейших в христианстве. В статье вы узнаете, как была сделана первая икона, какие чудеса были сотворены от нее, каково ее значение для искусства иконописания и в чем разница между вариантами «Спаса Нерукотворного» «на убрусе» (Мандилион) и «на чрепии» (Керамидион).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЧИТАНИЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.

Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.

Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.

Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.

Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.

Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.

В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

В 2019 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» — истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.

К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 2019 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.

На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус — ткань с отпечатком Лика — была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.

Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи — действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка.

Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах. Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя. Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания. Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии — такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.

Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность.

Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе». Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ ДЛЯ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ И БОГОСЛОВИЯ

Чудесное явление образа Спаса Нерукотворного в VI веке стало большим толчком для иконописи. Он явился именно в период иконоборчества (в это время христиан даже убивали за почитание икон, сами же иконы безжалостно уничтожались — вот почему так мало образов дошло до нас с первых веков христианства), когда воспоминание об установлении традиции поколения иконам Самим Христом стало важнейшим аргументом в спорах с еретиками. Икона — окно в мир духовный, изображение Первообраза (Христа, Богоматери, святых), через который мы воздаем честь и обращаемся к Нему Самому. Именно поэтому не совсем верно говорить «Молитва иконе» или «Казанская Богородица»: молятся перед иконой, а иконы Богородицы называются, например: Казанская икона Божией Матери.

В первые века икона, кроме богословской, несла и функцию «Библии для неграмотных» — не все могли приобрести книгу, долгие века они были очень дороги. Впрочем, по сей день многие образы являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его угодников или Божией Матери.

Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи. Изображение Лика Спасителя назидает каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, Богообщение в Таинствах Православной Церкви, изменение своей жизни по учению Христа — вот что приводит нас в Царствие Небесное уже на земле. Никакие обряды и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают. Чтобы жить со Христом в Царствии Небесном, нужно узнать Его здесь, в нашей жизни. Взгляд Спаса Нерукотворного зовет нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самопожертвовании — вот в чем смысл христианской жизни.

Интересно, что икона Спаса Нерукотворного как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа обязательна к исполнению для учащихся иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учеников.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым — нашим святым помощникам — и Богородице, обращение к Самому Богу — необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам.

Господу молятся во всех нуждах:

    • О выздоровлении от заболеваний;
    • О милосердии Божием в нуждах ваших и ваших близких;
    • О здоровье своем, родных и детей;
    • О помощи в делах, благосостоянии;
    • О верном выборе, принятии правильных жизненных решений;
    • Об избавлении от грехов и пороков.

Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще — представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли — ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами — экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может.

Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные — вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время — залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.

Господь — это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить — а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам.

Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа — «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела.

Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:

Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать. 

Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно.Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему — моему ближнему. Аминь

Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!

Иконы

В первый день после Успения (29 августа)  церковь празднует перенесение в Константинополь из Эдессы

иконы «Спас Нерукотворный».

Эта икона известна верующим и имеет широкую иконографию по всему миру в разном исполнении, как православном, так и католическом.

В древние времена она была в каждом доме. Икона считается  «написанной» Самим Господом на плате (убрусе). Существует возникновения образа.

Первая, восточная, принятая в православии, рассказывает, что давным-давно сирийский царь Авгарь заболел страшной болезнью – проказой. Он послал своего художника Аннания к Иисусу Христу, чтобы нарисовать Его образ, приложившись к которому, царь излечится.

Но когда Аннаний пришел к Иисусу, то не смог Его запечатлеть, настолько  лик  Господа был светел и ярок.Тогда Иисус омыл Свое лицо и вытер платом (убрусом). На плате отпечатался Его лик, который и отнес художник царю.

Исцеление настало сразу, как только царь приложился к плату. Авгарь обратился в христианство и установил икону наверху кирпичных врат. Позднее следующий за Авгарем царь был язычником и велел замуровать образ.

Спас на убрусе

Спустя несколько столетий, одному из жителей города во время вражеского нашествия, приснилось, что город от нашествия спасет образ, находящийся в надвратной кладке. Когда стали снимать верхний слой, увидели, что образ отпечатался на кирпиче.

Взяв икону, народ обошел с ней вокруг стен и враг отступил. Образ на кирпиче стал называться «Спасом на чрепии»  В 944 году икона из Эдессы была перенесена в Константинополь. С тех пор был учрежден праздник перенесения иконы.

Спас на чрепии. Самый древний и, по мнению некоторых, самый точный

Вторая легенда – католическая. В соответствии с ней, когда Иисуса Христа вели на Голгофу, Вероника, последовательница Иисуса, подала ему плат, чтобы он вытер лицо от пота. На плате отпечатался образ Христа.

Поэтому в католическом варианте Господь на плате — в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами. Этот тип иконы называется «Спас Вероники».

Спас Вероники

Но все три образа – «Спас Нерукотворный», «Спас на чрепии» и «Спас Вероники» — восходят к одной легенде.

В Россию Спас Нерукотворный был завезен из Византии уже в IX веке, но первые известные иконы Спаса относятся к XII веку. В домонгольский период икону писали в  византийской традиции.

Представление о ней дает Новгородский образ (XII век). Лик Иисуса суровый, строгий. Глаза крупные, обведенные черным контуром для большей выразительности. Брови тоже суровые, подчеркивающие строгое выражение лица.

Спас нерукотворный. Новгород XII век

Волосы волнистые с золотыми прожилками. Бородка тоже волнистая, раздвоенная, показывающая двойственную природу Богочеловека. Усы опущены вниз. Лик изображен на золотистом фоне. Нимб – тоже золотистый с белым крестом. Образ в ранней иконописи писался на чистом фоне, без намеков на плат или черепицу.

Позднее русская иконописная школа привносит свое, , прочтение образа. Лик Господа на иконе «Спас нерукотворный» (на убрусе) более мягкий, глаза добрее, смотрят не осуждающе, а скорее сострадательно и с пониманием. Губы застыли в полуулыбке, как бы говоря «Не бойтесь, дерзайте, я победил мир».

Среди образов этого типа есть настоящие шедевры русской иконописи. Например, Спас Нерукотворный «Мокрая борода» или «Омоченные власы» (XV век). Образ получил такое название, потому что борода и волосы на иконе, в отличие от предыдущих образов, прямые, гладкие, как бы мокрые. На других иконах этого типа волосы и борода — вьющиеся.

Спас нерукотворный — «Мокрая брода»

Борода  на иконе – клинообразная, чуть сдвинутая вправо и разделена, как и волосы, на две части. Волосы расчесаны на прямой пробор и в золотых прожилках. Лик – просветленный, глаза смотрят спокойно, бесстрастно и мягко.

Нос тонкий, прямой, контуры носа, глаз и складок у губ подчеркнуты темной линией. , потому что Господь – Бог. Спокойствие и просветленность образа делает его притягательным, одухотворенным, успокаивающим и молитвенным.

В России есть  Нерукотворные Спасы, отмеченные чудесами. Например, когда царь Адександр III в 2019 г. попал в железнодорожную аварию, у него с собой была Вологодская икона Нерукотворного Спаса. Царь считал, что она спасла его от гибели. На месте крушения поезда был построен храм.

Спас нерукотворный. XIV век. Государственная Третьяковская галерея

В честь иконы 29 августа  называется в народе Спасом на полотне. В этот день торговали тканями, полотнами. По народному календарю это еще и ореховый Спас или Хлебный, потому что  в этот день начинался сбор урожая орехов.

Большой урожай орехов означал небогатый урожай хлеба и наоборот: малый урожай орехов – большой урожай хлеба. Орешник плодоносит, обычно, через год и не бывает совпадений большого урожая хлеба и орехов.

В день празднования иконы Спаса Нерукотворного по традиции пекли хлеб из нового урожая и приносили его для освящения  в храм, как ранее приносили в храм первый мед и первые фрукты  и третьим Спасом заканчивалось празднование новых урожаев.

Тина Гай

  • Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
  • Юмор отцов-пустынников, живших в Египте во времена раннего христианства
  • Цена свободы…
  • Страстной цикл А.С.Пушкина. Власть
  • Я попросила у Господа…
  • Крест. Часть 2.
  • Русские мыслители. Иван Киреевский
  • Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
  • Русские поговорки. Огонь и попа жжёт
  • Миряне и священство

coded by nessus

(16/29 ав­гу­ста)

Тро­парь Пре­чи­сто­му Об­ра­зу

Мы по­кло­ня­ем­ся Пре­чи­сто­му Тво­е­му Об­ра­зу, о Бла­гой Хри­стос Бог наш, про­ся про­ще­ния гре­хов на­ших, ибо Ты бла­го­во­лил доб­ро­воль­но взой­ти пло­тью на крест, чтобы из­ба­вить со­здан­ных То­бою от вра­же­ско­го раб­ства. За это мы с бла­го­дар­но­стью вос­кли­ца­ем Те­бе: «Спа­си­тель наш, Ты, при­шед­ший спа­сти мир, всё ис­пол­нил с ра­до­стью!»

Хри­стос и Ав­гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св
. Екатерины у горы Синай)

Ле­то на ис­хо­де: на сле­ду­ю­щий день по­сле Успе­ния на­сту­па­ет по­след­ний из трех ав­гу­стов­ских «Спа­сов». В цер­ков­ном ка­лен­да­ре этот празд­ник на­зы­ва­ет­ся «Пе­ре­не­се­ние из Эдес­сы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­но­го об­ра­за (Убру­са) Гос­по­да Иису­са Хри­ста (944 г.)» и име­ет ин­те­рес­ную предыс­то­рию.

Во вре­ме­на зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста в се­вер­ной Ме­со­по­та­мии су­ще­ство­ва­ло го­су­дар­ство Ос­роэна. Его сто­ли­цей был го­род Эдес­са, а ца­рем – Ав­гарь (Аб­гар) V Чер­ный (13–50 гг. н. э.). Узнав от сво­их по­слов в Иеру­са­ли­ме о чу­дес­ных де­я­ни­ях, со­вер­ша­е­мых там неким необык­но­вен­ным Че­ло­ве­ком, он буд­то бы на­пра­вил Ему пись­мо сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния.

«Ав­гарь Уха­ма, то­парх, – бла­го­му Спа­си­те­лю, объ­явив­ше­му­ся в пре­де­лах иеру­са­лим­ских, – здрав­ство­вать!

Слы­шал я о Те­бе и о Тво­их ис­це­ле­ни­ях, ко­то­рые без ле­карств и ко­ре­ньев То­бой со­вер­ша­ют­ся. Го­во­рят, что Ты сле­пых де­ла­ешь зря­чи­ми, хро­мых – хо­дя­чи­ми и про­ка­жен­ных очи­ща­ешь, и нечи­стых ду­хов и де­мо­нов Ты из­го­ня­ешь, и му­чи­мых дол­говре­мен­ной бо­лез­нью ис­це­ля­ешь, и мерт­вых вос­кре­ша­ешь. И всё это услы­шав о Те­бе, по­ло­жил в уме сво­ем (по­ду­мал) од­но из двух: или что Ты Бог и, со­шед­ши с неба, со­вер­ша­ешь та­кое, или Сын Бо­га, тво­ря­щий это. И по­это­му я счел нуж­ным про­сить Те­бя, чтобы Ты взял за труд прий­ти ко мне и бо­лезнь, ко­то­рая у ме­ня есть, ис­це­лить. Слы­шал так­же, что иудеи роп­щут на те­бя и хо­тят при­чи­нить Те­бе зло. Го­род же ма­лень­кий есть у ме­ня и пре­крас­ный, ко­то­рый до­ста­то­чен для обо­их».

Иисус Хри­стос, удо­сто­ив Ав­га­ря от­ве­та, на­пи­сал ему:

«Бла­жен ты, Ав­гарь, и го­род твой, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся Эдес­са. Бла­жен ты, что уве­ро­вал в Ме­ня, не уви­дев Ме­ня, по­это­му здо­ро­вье бу­дет те­бе обес­пе­че­но все­гда. О том же, что ты на­пи­сал Мне, чтобы Я при­шел к те­бе, от­ве­чу: Мне сле­ду­ет преж­де все­го ис­пол­нить то, для че­го Я сю­да по­слан. И по­сле ис­пол­не­ния Я бу­ду взят к по­слав­ше­му Ме­ня От­цу. Я по­шлю же те­бе од­но­го из уче­ни­ков Мо­их по име­ни Фад­дей, он же Фо­ма, ко­то­рый и бо­лезнь твою ис­це­лит, и жизнь веч­ную и мир те­бе обес­пе­чит и всем тем, кто с то­бой…»[1] (Ра­зу­ме­ет­ся, эта пе­ре­пис­ка Ав­га­ря с Хри­стом недо­сто­вер­на, но от­ра­жа­ет факт ран­не­го при­ня­тия Эдес­сой хри­сти­ан­ства.)

Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со­глас­но од­ной из ле­генд, Ав­гарь не слиш­ком на­де­ясь уви­деть са­мо­го Хри­ста, дал по­ру­че­ние сво­е­му слу­ге и пись­мо­нос­цу Ана­нии при­вез­ти в Эдес­су хо­тя бы Его изо­бра­же­ние. При их встре­че, Иисус, про­чи­тав невы­ска­зан­ную еще прось­бу Ана­нии, омыл ли­цо и, отер­шись пла­том, от­пе­ча­тал на нем Свой лик. По­лу­чив порт­рет, Ав­гарь ис­це­лил­ся, по­сле че­го об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ство сам и кре­стил свой го­род. А Неру­ко­твор­ный об­раз, как ве­ли­чай­шая свя­ты­ня, был по­ме­щен в од­ном из за­лов цар­ско­го двор­ца. Позд­нее Осро­эна ста­ла рим­ской про­вин­ци­ей, а в VII сто­ле­тии бы­ла за­ня­та ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми.

Воз­ник­но­ве­ние же са­мо­го празд­ни­ка от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям, слу­чив­шим­ся уже в X ве­ке, ко­гда Ви­зан­тий­ская им­пе­рия пы­та­лась вер­нуть по­те­рян­ные зем­ли на Во­сто­ке. От­во­е­вав несколь­ко го­ро­дов, ви­зан­тий­цы при­ну­ди­ли эми­ра Эдес­сы за­клю­чить с ни­ми мир и пе­ре­дать им дра­го­цен­ную ре­лик­вию, пе­ре­не­се­ние ко­то­рой и встре­ча в Кон­стан­ти­но­по­ле бы­ли весь­ма тор­же­ствен­ны­ми. Араб­ский ис­то­рик Яхья Ан­тио­хий­ский пи­сал:

«И был он (об­раз) до­став­лен ту­да в 15-й день ме­ся­ца Аба (ав­гу­ста). И вы­шли Сте­фан и его брат, пат­ри­арх Фе­о­фи­лакт, и Кон­стан­тин, сы­но­вья ца­ря Ро­ма­на, к «Зо­ло­тым во­ро­там», чтобы встре­чать об­раз. И шли пе­ред ним все са­нов­ни­ки го­су­дар­ства с мно­ги­ми све­ча­ми, и был он при­не­сен в ве­ли­кий со­бор Свя­той Со­фии и от­ту­да во дво­рец. И бы­ло это в 24-м го­ду сов­мест­но­го цар­ство­ва­ния стар­ца Ро­ма­на с Кон­стан­ти­ном, сы­ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По­сколь­ку 15 ав­гу­ста (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) празд­ну­ет­ся Успе­ние Бо­го­ма­те­ри, то че­ство­ва­ние Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ло со­вер­шать­ся Гре­че­ской Цер­ко­вью на сле­ду­ю­щий день. Об­раз хра­нил­ся в сто­лич­ной церк­ви Бо­го­ро­ди­цы Фа­рос­ской, и о даль­ней­шей его судь­бе до­сто­вер­ных све­де­ний нет.

Хри­сти­ан­ская Русь за­им­ство­ва­ла этот празд­ник у гре­ков, при­чем с Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ли пи­сать не толь­ко по­ме­ща­е­мые в хра­мах ико­ны, но и вы­ши­вать его на во­ин­ских зна­мё­нах (вспом­ним стяг кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го). В на­ро­де Тре­тий Спас на­зы­ва­ли «Спа­сом на хол­стах» или «Спа­сом на по­лотне», а так­же «хлеб­ным», по­то­му что пек­ли пи­ро­ги из но­во­го хле­ба. Дру­гое на­зва­ние, «оре­хо­вый Спас», от­ме­ча­ет со­зре­ва­ние в ле­су оре­хов. И ещё од­на пе­чаль­ная при­ме­та осе­ни – по­сло­ви­ца «Ла­сточ­ки от­ле­та­ют в три ра­за, в три Спа­са».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

См. также:

«Августовские „Спасы“». Первый Спас
«Преображение Господне
. Второй Спас»

При­ме­ча­ния

[1] Цит. по: Ме­щер­ская Е. Н. Ле­ген­да об Ав­га­ре – ран­не­хри­сти­ан­ский ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник. М., 1984.


  • Представиться
  • Энциклопедия
  • Новости
  • Форум
  • Оглавление
  • Начало статьи
    • История происхождения
    • Обретение Образа
    • Перенесение в Константинополь
    • Упоминание в древних источниках
  • Использованные материалы
  • Изменения
  • Иллюстрации
  • Карта
  • Календарь
  • Хронология
  • Скачать «Древо»
  • Поддержать
  • Помощь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *