Виды дизартрии у детей


Многие родители сталкиваются с проблемами речевого развития у детей. Один из распространённых диагнозов – дизартрия. Это заболевание, связанное с нарушениями иннервации речевого аппарата, из-за которых ребенок не может четко и (или) правильно произносить слова. Дизартрия проявляется ограниченной подвижностью органов речи (мягкое небо, язык, губы), затруднённым произношением.

Заболевание связанно с поражением нервной системы и важно вовремя обратиться к врачу.

Если оставить патологию без внимания, это впоследствии приведет к нарушению письма (дисграфии), чтения (дислексии), общей недоразвитости речи, нарушению слухового восприятия.

О видах заболевания, о том, на что обратить внимание, чтобы не упустить симптомы дизартрии, как ее диагностировать и лечить будет рассказано в статье.

Симптоматика

Признаки дизартрии можно заметить еще в течение первых двух лет жизни ребенка это:

  • частые срыгивания,
  • вялое или затрудненное сосание,
  • отсутствие или слабость гуления и лепета,
  • гнусавость издаваемых звуков,
  • сильное запаздывание первых слов вплоть до 2,5 лет.
  • Для детей постарше характерны следующие симптомы заболевания:
  • меняется темп речи, он становится неустойчивым, то слишком медленный, то быстрый,
  • речь тихая, невнятная, монотонная, создается впечатление, что ребенок говорит «в нос»,
  • нарушается речевое дыхание: становится прерывистым с укороченным вдохом, может сбиваться на середине фразы,
  • голос кажется слишком писклявым,
  • ребенок путает звуки, меняет местами в слове, пропускает или искажает произношение нескольких или всех звуков, например твердые смягчает, не может выговаривать шипящие или свистящие звуки,
  • спазм артикуляционных мышц (плотно сжатые губы, постоянно напряженные мышцы шеи, языка, лица),
  • вялость артикуляционных мышц (малоподвижный или не подвижный язык, полуоткрытый рот, обильное слюнотечение,
  • не смыкание губ, при открытии рта язык может самопроизвольно вываливаться),
  • дистония артикуляционных мышц (повышенный тонус мышц сменяется их вялостью),
  • безэмоциональность во время разговора, связанная со спазмом мышц лица, приводящему к отсутствию мимики.

Заметив первые небольшие «странности» в речи ребенка необходимо обратиться к детскому неврологу за консультацией. Не стоит игнорировать плановые посещения педиатра и других специалистов в первый год жизни ребенка. Во время выявленная дизартрия поддается коррекции, что в дальнейшем позволит ребенку ходить в обычную школу.

Дети с дизартрией имеют ряд особенностей поведения. Им трудно застегивать пуговицы и шнуровать обувь, правильно держать карандаш. Таким детям с трудом удается освоить работу с ножницами. Физические упражнения или танцевальные движения тоже даются не легко, ребенок заметно неуклюж.

Виды

Неврологи классифицируют заболевание исходя из локализации поврежденного участка в мозге, выделяют:

  • Бульбарную,
  • псевдобульбарную,
  • корковую,
  • подкорковую (экстрапирамидную),
  • мозжечковую,
  • паркенсоническую,
  • холодовую.

Бульбарная дизартрия

Эта форма заболевания, вызвана поражением ядер, связанных сразу с несколькими нервами (лицевой, подъязычный, тройничный, языкоглоточный, блуждающий) в продолговатом мозге. Это приводит к нарушению активности нескольких групп мышц. Характерный признак проблемы с глотанием, не четкая артикуляция, из-за которой произносимые звуки очень сложно разобрать, отсутствие мимики.

Псевдобульбарная дизартрия

В этом случае дизартрия является следствием поражения коркого-ядерных путей в головном мозге, из-за чего развивается паралич речевых мышц. Этот вид дизартрии может сопровождаться и другими симптомами поражения центральной нервной системы, например самопроизвольный плач или смех. Характерным признаком заболевания является монотонная речь.

Корковая дизартрия

Данный вид дизартрии вызывается поражением зоны коры головного мозга, отвечающей за скоординированную работу артикуляционного аппарата. Характерен паралич речевых мышц. В речи ребенка сохраняется структура слов, но слоги произносятся неправильно.

Подкорковая дизартрия

Этот вид дизартрии связан с поражением подкорковых ядер головного мозга, отвечающих за формирование речи. Проявляется спазмами различных групп мышц, смазанной, плохо различимой речью, складывается впечатление, что ребенок говорит «в нос».

Мозжечковая дизартрия

В случае данного вида дизартрии поражения мозжечка приводят к заболеванию. Оно проявляется растянутой речью, с меняющейся тональностью и громкостью.

Паркинсоническая дизартрия

В данном случае заболевание является одним из симптомов паркинсонизма. Речь ребенка невыразительна, замедлена.

Холодова дизартрия

Проявляется при смене температурного режима, ребенок испытывает речевые затруднения. Этот вид дизартрии является одним из симптомов миастении.

Стадии болезни

По тому насколько сильно выражена дизартрия логопедами она делится на 4 степени:
I степень или стертая форма дизартрии сложно выявляется без помощи специалистов. Речь ребенка не сильно отличается от речи других детей. Неладное можно заметить в возрасте четырех или пяти лет, симптоматика напоминает схожие заболевания центральной нервной системы. Ребенок может искажать или заменять одни звуки другими, пропускать их, ему бывает трудно произносить длинные слова и часть слогов он пропускает.

Для II степени характерны выраженные дефекты речи, но при этом окружающим понятно, что говорит ребенок.
Лечение дизартрии первой и второй степени наиболее успешно.

Речь ребенка с дизартрией III степени понятна родителям и близким людям, посторонний человек навряд ли сможет понять его слова.

При IV степени заболевания речь может отсутствовать или быть не понятной даже родителям.

Важно понимать, что не зависимо от степени и вида дизартрия требует обращения к специалистам.

Причины

Дизартрия в 75% случаях является сопутствующим заболеванием у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и имеет те же причины.

Дизартрия может развиться из-за сложно протекающей беременности или тяжелых родов. Этому способствуют следующие факторы:

  • сильные токсикозы,
  • резус-конфликт,
  • гипоксия,
  • некоторые перенесенные беременной заболевания особенно в первые три месяца беременности,
  • родовые травмы,
  • асфиксия у новорожденного,
  • недоношенность,
  • затяжная физиологическая желтуха у новорожденного,
  • поражения некоторых участков головного мозга из-за внутриутробной инфекции.

Также к развитию дизартрии у детей приводят:

  • гидроцефалия,
  • гнойный отит,
  • черепно-мозговые травмы в возратсе до трех лет,
  • перенесенные ребенком менингит или энцефалит,
  • тяжелые интоксикация связанные с внешними факторами или протеканием инфекционных заболеваний.

Диагностика

Для диагностика дизартрии необходима консультация детского невролога и психолога, логопеда. Комплексное обследование включает в себя следующие исследования:

  • электроэнцефалография, позволяющая определить активность разных отделов головного мозга,
  • электронейрография дает представление о скорости прохождения нервного импульса,
  • электромиаграфия – определение мышечной активности, того как разные группы мышц реагируют на раздражитель,
  • МРТ головного мозга позволяет найти новообразования и отклонения в строение мозга.

Логопед для постановки диагноза дизартрия у ребенка оценивает речь, работу мышц лица, письменную речь у детей старше 6 лет. Для оценки речи специалист обращает внимание на ее темп, ошибки в произношении звуков, словарный запас.

Лечение

Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.

Работа с логопедом

Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий. В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению. Занятия проходят в игровой форме.

Вспомогательные методы

Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.

Лечение дома

Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком.

Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.

Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:

  • массаж языка. Необходимо высовывать язык изо рта, облизывать губы, поворачивать язык в разные стороны,
  • гимнастика для нижней челюсти. Открывая и закрывая рот прищелкнуть зубами, ребенок должен зажать между зубами тканевую повязку, а взрослый должен попытаться вытянуть ее,
  • упражнения для щек и губ. Надувать и втягивать поочередно щеки, надувать губы, создавать вибрацию губами,
  • упражнения на развитие речевого дыхания, специальная дыхательная гимнастика,
  • упражнения для звукопроизношения. Специальные скороговорки и стишки.

Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда.

Родители, столкнувшиеся с проблемой дизартрии у детей, не должны отчаиваться своевременно начатое лечение помогает если не полностью восстановить речь, то добиться существенных результатов. Внимание и забота, помощь ребенку с принятием его особенностей залог успешной терапии.

Первые месяцы жизни ребенка – самые важные. Именно в начале жизни закладывается фундамент здоровья и развития. Родители обязательно должны контролировать рост ребенка. Ведь существуют заболевания, которые появляются в самом раннем возрасте и влияют на развитие основного средства коммуникации – речь. Узнайте, как не допустить дизартрию или оперативно вылечить ее, если заболевание все же наступило.

Дизартрия у детей: общие понятия

Дизартрия – тяжелое расстройство речи, которое сопровождается неправильным произношением, неверной интонацией, нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или пропасть вовсе.

Чаще всего дизартрия имеет в основе расстройства нервной системы (центральной и периферической). Поэтому кроме логопедов, лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.

Не так давно болезнь отмечалась, в среднем, у 4-5% детей, однако за последние годы наблюдается возрастание числа больных. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний.

Причины возникновения

Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.

Среди этих причин могут быть:

  • Гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • Асфиксия плода (удушение);
  • Тяжелые формы токсикоза будущей матери;
  • Конфликт крови матери и отца из-за резус-фактора;
  • Соматические болезни будущей матери;
  • Травматические состояния во время беременности;
  • Нетипичное течение беременности;
  • Желтуха новорожденного;
  • Недоношенность плода;
  • Энцефалит или менингит;
  • Тяжелое отравление;
  • Гидроцефалия;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Средний отит (гнойный).

Признаки заболевания

Практически все симптомы дизартрии проявляются в речи ребенка:

  • Синдром «каши во рту» — нечеткая, малопонятная и невнятная речь;
  • Ограничение движений лицевых мышц;
  • Изменение тональности голоса (резкое и непродолжительное);
  • Нарушения ритма дыхания;
  • Изменение скорости речи;
  • Проблемы с жевательной функцией;
  • Неуклюжесть;
  • Нарушения мелкой моторики: проблемы с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.

Классификация заболевания

Классическое разделение дизартрии происходит по очагу поражений участков головного мозга при данном заболевании. Современная медицина различает пять видов дизартрии:

1. Бульбарная. Причиной заболевания может служить опухоль или воспаление в продолговатом мозге. Помимо общих симптомов характерно сглатывание гласных звуков и смазывание согласных в шипящий звук.

2. Псевдобульбарная (спастическая). Чаще всего развивается на фоне различных повреждений головного мозга (после энцефалита, родовых травм или вследствие тяжелого отравления организма). При такой форме заболевания характерна дисфункция языка.

3. Подкорковая. При таком типе заболевания страдает артикуляция, темп речи, ритм и интонация. Характеризуется повреждениями в подкорковых узлах. Из дополнительных симптомов отмечается непроизвольные сокращения мышц.

4. Корковая. Заболевание часто путают с дислалией или алалией. Это происходит из-за схожих симптомов. Для ребенка произношение звуков по отдельности не представляет сложности, но при этом в словах звуки запинаются. Особенно, это заметно при произношении согласных звуков. Дополнительным признаком корковой дизартрии является атаксия – неловкость походки, шаткость.

5. Мозжечковая. Самый редкий вид заболевания. На практике встречается в смешанном состоянии с другими типами. Основной симптом – выкрикивание при разговоре отдельных звуков.

Смешанный тип дизартрии не выделяют в отдельный вид. Для него характерно сочетание причин и признаков двух или более видов болезни.

Также болезнь различается по степени тяжести протекания заболевания:

  • I степень. Характерна слабовыраженная симптоматика, «стертые» признаки заболевания. Дефекты обнаруживаются только при специальном обследовании у логопеда.
  • II степень. На этой стадии речь пациента понятна всем, но небольшие дефекты периодически слышны.
  • III степень. При такой ситуации речь ребенка понятная только членам его семьи и друзьям (как самым близким людям к ребенку). Посторонним понять речь сложно.
  • IV степень. Самая тяжело поддающаяся коррекции форма заболевания. В этой стадии речь практически не разобрать, даже близким людям и членам семьи.

Лечение дизартрии

Для лечения такого заболевания, его необходимо классифицировать. Для каждого конкретного случая проводятся несколько видов обследования:

  • Осмотр ребенка невропатологом;
  • Консультация у логопеда;
  • Электрофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография);
  • МРТ головного мозга.

Невропатолог назначает лечение по своему направлению. Его задача вылечить или купировать заболевание, на фоне которого развилось нарушение речи. Основное направление лечения дизартрии задает логопед. Для постановки точного диагноза, ему необходимо провести несколько процедур:

  • Определение типов нарушений речи;
  • Оценка речи в целом (темп, ритм, произношение, разборчивость);
  • Отделение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • Оценивание работы мимических мышц лица;
  • У детей старше пяти лет оценивается письменная речь.

После всех проведенных обследований разрабатывается индивидуальная программа лечения. Среди этапов терапии можно встретить следующие процедуры и мероприятия:

  • Стимуляция и нормализация дыхания;
  • Применение дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания;
  • Стимуляция речевого аппарата;
  • Коррекция произношения;
  • Стимуляция и развитие речевой коммуникации;
  • Стимуляция мелкой моторики;
  • Развитие голосовой системы;
  • Работа над тональностью и выразительностью.

Занятия с логопедом могут проводиться совместно с родителями ребенка или же индивидуально с маленьким пациентом. Помимо занятий с логопедом, терапия при дизартрии включает в себя:

  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются в случае выявления неврологических расстройств. В первую очередь лечится основное заболевание, на фоне которого развилась дизартрия. Лечение проводится с помощью ноотропных средств. Самолечение в таких случаях недопустимо. Большинство препаратов помогают также улучшить мозговое кровообращение, память, а также повышают внимание и способность к обучению. Из медикаментов можно выделить глицин, Фенибут, Энцефабол и церебролизин.
  • Физиотерапия. В качестве основного метода хорошо зарекомендовал себя точечный массаж головы. Также высока эффективность лечебных ванн и лечебной физкультуры. Прекрасно помогает иглоукалывание. Все процедуры должен проводить опытный специалист, который не допустит ухудшения ситуации посредством своих манипуляций. Врачу-физиотерапевту следует проявлять огромную осторожность при работе с детским организмом.

В лечении дизартрии важно начать своевременную терапию. На начальных стадиях болезнь хорошо лечится. Пока симптомы стерты или слабо выражены, врачи могут добиться полного устранения дефектов речи и коррекции всех расстройств.

Большое внимание уделяется работе родителей и детей. Залог успеха при лечении дизартрии — совместная работа. Врач не сможет находиться рядом с ребенком постоянно и направлять терапию. Задача родителей – поддерживать достигнутый результат, по возможности развивать успех лечения и ни в коем случае не допускать потерю всех достигнутых успехов.

Профилактика

В первую очередь предупреждающие меры проводятся в период беременности. В обязательном порядке следует проходить все назначенные гинекологом процедуры и обследования. После рождения ребенка профилактика заключается в следующем:

  • Постоянный контроль действий ребенка (во избежание травм головы);
  • Своевременное выявление и лечение нейроинфекционных заболеваний;
  • Предупреждение отравлений детского организма.

Дизартрия может появиться у ребенка по разным причинам. Родителям важно следить за речью ребенка и своевременно проходить осмотры у врача. Постоянный и систематический контроль здоровья ребенка повышает шанс на обнаружение болезни на ранних стадиях. Чем раньше обнаружится дизартрия у ребенка, тем выше шансы на полное выздоровление.

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Совет

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

  • Бульбарная

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц. Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.

  • Псевдобульбарная

Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга. Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев). Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

  • Корковая

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

  • Мозжечковая

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

  • Подкорковая

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

  • Смешанная

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Совет

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Диагностика дизартрии

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Совет

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

При дизартрии нарушена вся произносительная сторона речи. Это сложное речевое нарушение возникающее в результате органического повреждения участков головного мозга.

Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата. Людям без соответствующего образования сложно понять что такое дизартрия, так как это не единичное заболевание с выраженной симптоматикой, а ряд нарушений. Причём для каждой возрастной категории детей характерны свои особенности данного речевого расстройства.

Отличительным симптомом дизартрии является то, что проблема возникает не с произношением некоторых звуков, а страдает вся произносительная часть речи. При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры. Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным. Страдает и голос, который может быть резким, или наоборот, тихим, глухим и слабым.

Тяжесть и степень выраженности подобного состояния во многом зависит от характера имеющегося повреждения. Несмотря на то что дизартрия, как речевое нарушение, известно с древних времён, даже существующие сейчас методики терапии не всегда позволяют полностью скоррегировать данное нарушение. Возможности восстановления зависят от множества факторов.

Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, состоящий из логопедических занятий, лекарственного лечения, лечебной физкультуры и физиотерапии.

Причины развития речевого нарушения

Примерно в 85% случаев определение этого патологического состояния приходится на малышей раннего возраста. В большинстве случаев это нарушение сопутствует детскому церебральному параличу. Органическое поражение тканей мозга происходит ещё в период внутриутробного развития или же на фоне различных неблагоприятных факторов, которым подвергся малыш в возрасте до 2 лет.

Наиболее часто к ДЦП, ведущему к развитию дизартрии у детей, приводят такие патологии беременности, как:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • тяжёлое течение родовой деятельности;
  • ядерная желтуха новорождённых;
  • асфиксия во время рождения;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания.

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая. У детей степень выраженности этого нарушения речи находится в тесной взаимосвязи с имеющимися двигательными расстройствами. Известно, что при двойной гемиплегии, самой тяжёлой форме ДЦП, дизартрия выявляется у подавляющего числа детей.

В раннем возрасте данное речевое нарушение может развиться на фоне других типов поражения ЦНС. Другие причины дизартрии у детей не страдающих ДЦП — это повреждения тканей мозга, полученных при пережитых нейроинфекциях, а также при тяжёлых интоксикациях, гнойном среднем отите, черепно-мозговых травмах и гидроцефалии.

Классификация видов и форм дизартрии

Мозг человека является крайне сложной структурой, поэтому данное нарушение речи у разных детей протекает отнюдь не по одному сценарию. В зависимости от локализации повреждённого участка выделяются следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • эктрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.

В отдельную классификацию выделяются расстройства, возникающие у детей на фоне ДЦП. У них возникают специфические формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома. Таким образом, у детей, страдающих детским церебральным параличом, это нарушение может быть:

  • ригидным;
  • паретическим;
  • гиперкинетическим;
  • атактическим;
  • атактико-гиперкинетическим.

В зависимости от имеющейся логопедической проблемы выделяются 4 основные формы, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Как правило, первая или стёртая дизартрия у детей может быть обнаружена исключительно на приёме у логопеда. Нередко её наличие не доставляет особого дискомфорта ни малышу, ни окружающим. Лишь применением специальных методик и тестов, логопед может определить симптомы стёртой формы. Подобные нарушения легко поддаются коррекции у хорошего специалиста.
  2. При второй степени выявляются характерные дефекты звукопроизношения. Некоторые имеющиеся нарушения заметны окружающим, но речь остаётся понятной.
  3. При третьей степени дизартрии звукопроизношение сильно нарушено. Речь больного понятна только самому близкому окружению, в то время как посторонним она не всегда ясна.
  4. Самой тяжёлой считается дизартрия 4 степени. Может наблюдаться полная потеря способность к речи. Часто даже близкие люди не могут с уверенностью сказать, что именно говорит больной. В этом случае обычно диагностируется анартрия.

Возможные симптомы

Симптомы дизартрии обычно представлены дефектами звукопроизношения и голоса, сочетающимися с нарушениями речевого дыхания и моторики. Это довольно сложный комплекс, который может быть выражен в разной степени тяжести. Страдают:

  • интонация речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематические функции;
  • лексико-грамматическое построение предложений;
  • чтение и письмо.

Кроме того, имеется ряд неречевых признаков. Например, дизартрия у детей с ЗПР (с расстройствами мышечного тонуса, речевого дыхания и нарушения артикуляции) нередко сочетается с нарушениями познавательной деятельности, своеобразностью формирования личности.

Комплекс симптомов у детей в полной мере проявляется обычно в пять лет, хотя выраженные отклонения могут быть замечены родителями уже в 2 года, так как малыш в этом случае трудно обучается речи и плохо произносит даже простые слова.

Особенности форм дизартрии

Все изученные клинические разновидности этого расстройства имеют особенности развития и присущие только им нарушения. При наиболее часто встречающейся бульбарной дизартрии наблюдается амимия, арефлексия, расстройство сосания, нарушения жевания и глотания пищи. Мышцы ротовой полости атоничны.

Обычно у детей до 5–6 лет, имеющих выраженное поражение ЦНС, наблюдается психический дисбаланс и ряд симптомов, которые могут указывать на степень выраженности повреждения:

  • в речи имеются звуки самые лёгкие в произношении, чаще это гласные
  • сложные согласные звуки сильно упрощаются, образуя единый щелевой звук;
  • даже лёгкая степень дизартрии этой формы характеризуется сильной назализацией тембра, афонией или дисфонией.

При наличии у больного псевдобульбарной формы, все нарушения являются результатом спастического паралича и мышечного гипертонуса. Это ведёт к дисфункции подвижности языка, в результате чего значительную трудность представляет его перемещение вверх и отведение в стороны. У людей, страдающих бульбарной формой, имеются трудности с быстрым переключением из одного артикуляционного положения в другое.

К сопутствующим нарушениям относится обильное слюнотечение, поперхивание, усиление глоточного рефлекса и дисфагия. Обычно речь при такой форме имеет невнятный и смазанный характер. В ней могут присутствовать носовые нотки. Нередко наблюдается грубое нарушение воспроизведения свистящих и шипящих звуков, соноров. Если присутствует лёгкая дизартрия, речь вполне понятна окружающим.

При подкорковой форме обнаруживаются гиперкинезы, то есть непроизвольные мышечные движения артикуляционных и мимических мышц. Это расстройство способствует развитию артикуляционных спазмов. Наблюдается нарушение силы и тембра голоса, заметно изменение просодической стороны речи (мелодика, длительность, интенсивность, темп и тембр произнесения). Иногда у больных могут наблюдаться непроизвольные гортанные выкрики. Данное расстройство может сочетаться с другими нарушениями, например, заиканием.

При мозжечковой форме происходит нарушение координации речевого процесса. В результате отмечается тремор языка, синдром скандинавской речи, отдельные выкрики. Даже стёртая форма дизартрии этого вида характеризуется невнятной и сильно замедленной речью. Обычно наблюдается нарушение произношения губных и переднеязычных звуков, имеются признаки атаксии (нарушение согласованности движений различных мышц). Таким образом, у больных с мозжечковой формой может наблюдаться неловкость движений и нарушение равновесия.

Корковая форма обычно характеризуется расстройством произвольной моторики при артикуляции. Как правило, нарушения просодики, голоса и речевого дыхания отсутствуют. Дизартрия отличается выраженными расстройствами речи. Кроме того, могут возникать быть проблемы с чтением и письмом, использованием средств языка.

Как проводится диагностика

Большинство детей до 5 лет, имеющих органические повреждения мозга, с рождения находятся под наблюдением детского невролога. Детям всех возрастных групп при необходимости назначаются занятия у логопеда, который может определить и скорректировать даже незначительные отклонения в произношении звуков.

Учитывая, что нарушение развивается на фоне повреждения тканей головного мозга и периферических нервных окончаний, ведущее место отводится инструментальным методам исследования. Обычно в этом случае диагностика дизартрии включает проведение:

  • электроэнцефалографии;
  • электронейрографии;
  • электромиографии;
  • МРТ головного мозга;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Каждое обследование даёт больше информации о характере имеющихся повреждений. Далее невролог может назначить проведение ряда лабораторных исследований, в том числе анализ спинномозговой жидкости.

После всесторонней оценки мозга пациенту будет рекомендовано посещение логопеда для проведения обследования и определения имеющихся нарушений устной и письменной речи.

После того как будет поставлен диагноз дизартрия, лечащий невролог и логопед разрабатывают необходимую схему медикаментозного, физиотерапевтического лечения и педагогического воздействия, позволяющую избавиться от этого расстройства.

Особенности лечения и коррекции

Возможности восстановления на фоне имеющихся органических повреждений головного мозга во многом зависят от степени тяжести общего состояния ребёнка и имеющихся дополнительных нарушений.

Стадия запущенности процесса играет немаловажную роль, так как если малыш начал получать помощь в 1 год, то шансы на восстановление у него высокие. Если на второй год ребёнок уже начинает внятно говорить, это хороший признак. Однако лишь в редких случаях врачи могут дать относительно полный прогноз касательно возможности восстановления речевых функций.

Стоит отметить, что чем раньше было начато направленное лечение дизартрии у детей, тем выше шансы на успех.

Кроме того, немаловажное значение имеет готовность родителей выполнять рекомендации специалистов. Лишь когда отмечается стёртая дизартрия, может быть достигнут серьёзный прогресс и полная нормализация речевых навыков. При тяжёлых формах нарушения можно лишь улучшить состояние. В некоторых случаях удаётся достичь возможности нормального восприятия речи окружающими, но при этом некоторые дефекты речи все равно остаются. Как правило, комплексная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста и психоневролога позволяет добиться значительных результатов.

При выявлении признаков перинатального поражения мозга может потребоваться профилактика дизартрии с первых месяцев жизни. Важно избегать черепно-мозговых травм у малышей, так как именно они нередко становятся причиной развития этого нарушения.

Для лечения дизартрии в первую очередь подбираются необходимые медикаментозные препараты для купирования неврологических симптомов, вызванных органическим поражением мозга. Это крайне важный момент, так как в противном случае, неврологическое состояние мозга может ухудшиться, что повлечёт за собой ещё большие нарушения.

Так как коррегировать дизартрию необходимо комплексно, может быть показана реабилитация. В лечебный комплекс могут входить:

  • ЛФК;
  • целебные ванны;
  • точечный массаж;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • механотерапия;
  • акупрессура;
  • физиотерапия и др.

Параллельно с врачебной терапией должен работать логопед. Особенно важна помощь этого специалиста, если была выявлена дизартрия у ребёнка до 5–6 лет, так как в этом случае шансы на полное восстановление очень высоки.

Обычно упражнения при дизартрии включают как артикуляционные тренировки, так и разработку мелкой моторики пальцев рук и восстановление общей моторики. Существует масса игр, которые позволяют решить эту задачу и при этом будут интересны малышу, даже если у него имеется задержка в развитии.

Кроме того, маленьким пациентам требуется специальный логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика при дизартрии требуется для улучшения моторики речевого аппарата. Значительно помогают улучшить речевые навыки дыхательные и ортофонические упражнения.

Упражнения для логопедических занятий

Упражнения для пальчиковых игр и гимнастики:

  1. Занятие проводится по мотивам считалочки «Мальчик-пальчик, где ты был», которую медленно озвучивает взрослый. Ребёнку нужно раскрыть ладонь, и по ходу произносимых родителем слов последовательно прикасаться большим пальчиком к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
  2. В комнате создаются условия для игры в «Театр теней», во время которой ребёнку нужно при помощи своих рук стараться изображать тени зверей (собачка, зайчик, птица). Процесс станет интересней и полезней, если создаваемых животных оживить. Пусть ребёнок пошевелит пальчиками, чтобы птичка могла полететь, зайчик пошевелить ушком.
  3. Проведение массажа ручек. Техника подбирается индивидуально, с учётом мышечного тонуса рук. Он может быть повышенным (спастичным) или слабым, вялым. При спастичности упор нужно делать на лёгкие поглаживающие движения. Для укрепления мышечного тонуса проводят активные поглаживания, разминают и растирают пальчики и ладошки.

Приёмы для артикуляционной зарядки:

  1. Упражнение «Лошадка», которое в совокупности с другими приёмами поможет тренировать язык. Ребёнку нужно стараться имитировать звуки копыт животного, громко «цокая» язычком. При этом губы должны быть растянуты в улыбке.
  2. Упражнение «Лопаточка», направленное на выработку умения удерживать язык в широком распластанном состоянии при расслабленных мышцах.
  3. Упражнение «Змея», при котором ребёнку нужно улыбнуться и посменно высовывать/прятать язычок, подражая змее.
  4. Сворачивание языка в трубочку.
  5. Упражнение «Качели», это своеобразная растяжка языка; кончиком нужно постараться дотронуться носа, а потом подбородка.

Работа над развитием речевого дыхания:

  1. Выполнение дыхательной гимнастики по Стрельникову.
  2. Игра между родителем и ребёнком в «гонки». Потребуется два шарика из ваты, расположенных на столе. Каждый участник дует на свой шарик — машинку, чей комок окажется дальше, тот и победитель.
  3. Метод «волшебного дыхания». В каждую ноздрю малыша нужно вставить маленькие ватные тампоны (неглубоко), его задачей является организовать дыхание так, чтобы вата осталась на своём месте.

Занятия по мелкой моторике:

В данном аспекте, подбор развивающих игр не имеет ограничений, разработано множество занятий. Необходимо ориентироваться на индивидуальные возможности ребёнка. Постепенно следует подключать новые упражнения и задачи. Даже если с первого раза не получаются некоторые движения, то упорство и регулярность позволят добиться хороших результатов.

Некоторые варианты заданий:

  • массаж ладошек в сопровождении присказки «Сорока-ворона»;
  • хлопанье в ладоши, игра в «Ладушки-ладушки»;
  • разрывание мягких цветных листов бумаги;
  • перелистывание страниц в красочной книге;
  • перебирание бусинок пальчиками;
  • просыпание крупы сквозь пальцы для развития моторики и тактильных ощущений;
  • пересыпание круп в разные ёмкости;
  • рисование простых фигур, цифр, букв на крупах или песке (постепенно задание нужно усложнять);
  • закручивание и откручивание крышек на баночках из-под маминого крема разной формы для развития ловкости рук;
  • вовлечение в процесс одевания ребёнка; пусть он самостоятельно старается застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки;
  • лепка из пластилина, глины кружков, колбасок;
  • рисование карандашами, раскрашивание, обводка пунктирных изображений, элементарная штриховка, собирание мозаики, кубиков, вырезание детским ножницами различных предметов, фигур.

Как сформировать ориентацию в пространстве:

  1. Ребёнок оставляет оттиски своих стоп и ладоней на листе бумаги, его задачей является правильно определить, какой отпечаток принадлежит левой или правой конечности.
  2. Игра в импровизированный «магазин». Родитель говорит, куда нужно разместить продукты (на полку, под стол, справа от печенья). В процессе упражнения ребёнок учится правильно понимать, где лево, право, сверху, снизу.
  3. Применение счётных палочек для отображения заданной фигуры, предмета.

Тут перечислена лишь малая часть упражнений, которые назначаются в качестве дополнительной меры для отработки в домашних условиях. Логопедический массаж и постановку правильного звукопроизношения следует доверить специалисту. В процессе занятий логопед может научить правильной технике выполнения упражнений, чтобы родители могли выполнять их дома, тем самым помогая в повышении эффективности коррекционной работы.