Задержка речевого развития у детей


По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это общее название для проблем, связанных с медленным освоением родного языка в раннем детстве. На сегодняшний день диагностируется у 10 % детей, причём у мальчиков гораздо чаще. Обычно нарушение развития сопутствует задержке психического развития (ЗПР), поэтому в литературе их обычно обозначают ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Признаки и проявления

При нормальном протекании индивидуального развития у ребёнка, уже в 1 год он знает около 10 двусложных простых слов («мама», «баба», «вава» и проч.) и при этом способен понимать около 200 слов и реагировать на них. Этот запас называют пассивным словарем.

До 1,5 лет активный словарь (состоит из слов, которые ребёнок может употреблять) намного меньше пассивного. После достижения этого возраста начинается постепенное осваивание слов из пассивного словаря. Этот процесс может затянуться до 2 лет, но если развитие не началось – это не свидетельство задержки речевого развития.

Уже к возрасту двух с половиной лет малыш способен выстраивать осмысленные предложения до 5 слов, а его активный словарь уже превышает отметку в 50-100 слов. Обычно ЗРР можно выявить еще в раннем детстве. Чем раньше было назначено лечение, тем меньше возникнет сложностей.

С 3 до 4 лет в речи появляются полноценные грамматические конструкции, с использованием местоимений, наречий, он уже будет соблюдать склонения слов. В этот же период происходит пополнение словаря до 2019 активно используемых слов. К этому возрасту малыш должен уметь произносить полноценные предложения. Разновидностью нормы считается неправильное произношение отдельных звуков.

Данные нормативы усреднённые. У разных детей показатели могут разниться . Врач определяет, присутствует ли ЗРР, наблюдая за процессом освоения речи.

Важно! У мальчиков развитие речи в норме может отставать на 4-5 месяцев, а у девочек – на 2-3.

Задержка речевого развития у детей 4 лет выявляет себя в малом словарном запасе и слаборазвитой речи. Малыш может говорить, но хуже ровесников. Такие дети предпочитают простые и короткие предложения, прилагательные в их речи часто отсутствуют. Дети с ЗРР редко задают вопросы. К врачу следует обратиться в случаях:

  1. Ребенок произносит неясные слова.
  2. Ему непонятна речь старших.
  3. Темп речи либо слишком медленный, либо слишком быстрый (тахилалия).
  4. Собственные предложения строить не может и вынужден повторять услышанные.

Данные симптомы могут также свидетельствовать о наличии более серьёзных заболеваний, например аутизма, ДЦП, эпилепсии, олигофрении и т. д. Поэтому следует крайне внимательно относиться к диагностике отклонений.

Важно! Срочно обратиться к врачу нужно тогда, когда возникают проблемы с жеванием и глотанием. Повышенное слюноотделение также требует немедленной консультации.

Причины

Нормальное развитие речи закладывается ещё на стадии беременности. Болезни матери – неблагоприятный фактор для нормального развития плода. К негативным факторам также относятся:

  • Тяжёлое протекание родов.
  • Недоношенность.
  • Родовые травмы.
  • Асфиксия.

Задержка речевого развития у детей 4 лет развивается по этим причинам. Если ребёнок в раннем возрасте пережил тяжёлые болезни, то это может отрицательно повлиять на освоение речевого аппарата.

Немаловажный фактор развития артикуляционного аппарата – социальная среда. Неправильный уход влечёт за собой проблемы с произношением и освоением новых слов. Негативно влияют и недостаток внимания, и гиперопека. Если уделять ребенку слишком много внимания, то у него не будет мотивации использовать речь для озвучивания своих потребности – родители всё сделают заранее.

Задержка речевого развития у детей в 4 года может развиться из-за негативного влияния неблагополучной или неполной семьи. Злоупотребление алкогольными напитками, редкое общение между старшими, частые ссоры и эмоциональные стрессы, а также общение родителей на двух разных языках значительно влияют на активный и пассивный словарь растущего ребёнка.

Своё влияние оказывает генетический фактор. Если родители ребёнка больны психическими расстройствами или один из родственников имеет проблемы с речью, это может отразиться на малыше. Важную роль играет слух. Опираясь на него, дети запоминают новые слова и начинают использовать их. В некоторых ситуациях развитие задержки речевого развития вызвано нарушениями слуха. Именно поэтому при диагностике следует сдать все тесты у отоларинголога.

Способы устранения

Чтобы составить курс лечения для ребенка 4 лет с задержкой речевого развития, необходимо провести консультации с детским невропатологом, педиатром, логопедом, отоларингологом, детским психиатром. Группа специалистов сможет выделить основные причины отставания в развитии и составить наиболее эффективную программу для устранения заболевания. Не следует ставить диагноз самостоятельно и заниматься самолечением.

Для устранения физиологических причин задержки речевого развития (травм, болезней) назначают курс медикаментозного лечения. Детский невропатолог прописывает приём ноотропных препаратов. Эти лекарства влияют на умственное развитие и улучшают работу мозга. Врачи также назначают специальный массаж для стимуляции жевательных и мимических мышц лица. Очень полезна для коррекции речи микротоковая рефлексотерапия.

Электрорефлексия – это лечебная методика, при которой на активные нейрорефлекторные зоны головного мозга направляют слабые и безвредные импульсы тока. Методика улучшает работу ЦНС в участках, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. В результате речь восстанавливается.

Чтобы снизить негативное влияние социального фактора, для малыша организуют благоприятную среду. Подбираются речевые материалы, демонстрируется правильная речь, проводятся занятия с логопедом. При занятиях уделяется внимание мелкой моторике рук ребёнка, развитию речевого и слухового аппарата, обогащению активного и пассивного словаря, составлению связанной речи.

Если у малыша ЗППР, то огромную роль в коррекции этого нарушения играют домашние упражнения с родителями. Они должны проводиться регулярно, до 5 раз в день. Эти занятия очень важны, видимого эффекта можно будет достичь через несколько месяцев.

Профилактика

Эффективная профилактика заключается в создании благоприятных условий ещё в начале вынашивания ребенка. Важно правильно питаться, периодично гулять на улице и отказаться от вредных привычек. Особенно губителен алкоголь и некоторые лекарственные препараты. После рождения важно показывать ему правильные примеры речи, а также уделять внимание играм и общению.

Игрушки ребёнка должны способствовать развитию подвижности рук. А также закладывать основы логического мышления. Доступ ребенка к неактуальной и ненужной информации необходимо ограничить. Малыш не должен слышать сложной узкоспециализированной терминологии. После достижения 2-2,5 лет рекомендуется посетить логопеда для оценки уровня развития ребёнка и определения отклонений.

Дополнительные рекомендации и полезные советы

Для дополнительного эффекта малыша рекомендуется водить к частному детскому психологу. Это необходимо, если в его поведении замечаются признаки других психических отклонений или он растёт в неблагополучной семье. Специалист делает с ребенком упражнения для улучшения логического мышления, показывает ему логические игры. Также он может дать полезные рекомендации родителям.

Положительно могут повлиять такие мероприятия, как поход в дельфинарий или на ипподром. Прослушивание живой музыки, культурное воспитание, рисование, сбор паззлов и другие занятия, требующие творческого подхода, развивают не только речевые центры, но и способствуют общему развитию головного мозга.

Заключение

ЗРР можно проявить еще в возрасте до 2 лет. Если оно было обнаружено поздно, в 4 года, следует немедленно приступить к коррекции. Чем раньше начнется лечение, тем эффективнее будет результат. Если оставить задержку без внимания, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы в обучении и общении с другими людьми. Родители играют немаловажную роль при исправлении отклонения, они должны уделять внимание своему чаду и быть примером качественной речи.

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так
. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование
. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Задержка речевого развития у детей 3-х лет проявляется поздней способностью детей младше этого возраста к самостоятельной устной речи по сравнению с нормой для этого возраста. Задержка развития речи охватывает понятия качества экспрессивной речи ребенка и количественное недоразвитие словарного запаса. В результате задержки у ребенка не сформирована фразовая речь к 2-м годам и умение связывать слова в слоги к 3-м годам. Лечение такого состояния имеет три основных направления: медицинская, педагогическая и психологическая помощь.

Почему возникает задержка речевого развития у детей

Осмотр ребенка у оториноларинголога (фото: www.bettertone.com.ua)

Задержка речевого развития может возникать по трем причинам:

  • Первая, отоларингологические заболевания, которые мешают ребенку нормально говорить и учиться устно проявлять свои мысли и желания.
  • Также причиной запаздывания развития речи (ЗРР) у ребенка 3-х лет могут стать и другие тяжелые заболевания. Это могут быть органические поражения центральной нервной системы. Эти болезни часто могут сопровождаться общим отставанием развития малыша. Органические причины задержки речевого развития связаны с мозговой дисфункцией, а именно:
    • Перинатальное поражение головного мозга.
    • Внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах.
    • Родовые травмы.
    • Внутриутробные инфекции.
    • Недоношенность или переношенность.
    • Черепно-мозговая травма (ЧМТ).
    • Гипотрофия.
    • Неонатальные менингиты и энцефалиты.
    • Частые или длительные заболевания раннего возраста.
    • Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка.
  • Третьей причиной задержки пассивного речевого развития (ЗПРР) может стать недостаточное внимание к воспитанию ребенка. Нужно постоянно работать с ребенком.

Если причина проблемы в воспитании, необходимо исправлять ошибки, целенаправленно работать с ребенком в домашних условиях и привлекать нужную квалифицированную помощь. Чем сильнее малыш отстал в развитии речи, тем сложнее будет наверстать упущенное. Развитие речи напрямую связано с качеством мышления, то есть ребенок, с хорошо развитой речью воспринимает мир не только с помощью зрения, слуха и осязания, но и способом словесного описания у себя в голове. Грамотно развитая речь помогает сформировать личность ребенка, мыслить, воспринимать окружающий мир.

Важно! Если причина задержки речи у ребенка – заболевание, необходимо обратиться к врачу для того, чтобы скорее начать его лечение

Как проявляется задержка речевого развития у детей 3-4-х лет

Чтобы правильно понимать, необходимо знать основные нормы развития речи у детей раннего возраста.

Этапы доречевого периода:

  • Гуление (с 1,5-2 месяцев).
  • Лепет (с четырех месяцев).
  • Слова лепета (с 7-8,5 месяцев).
  • Первые слова у детей (в 9-10 месяцев у девочек, 11-12 — у мальчиков).
  • В 1 год в словаре ребенка около 10 слов, состоящих из складов.
  • Примерно в 1,6-1,8 месяцев словарный запас становится активным. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом развитие протекает нормально.
  • До двух лет в речи ребенка формируется фразовая речь.
  • До 2,5 лет ребенок начинает строить предложения из 3-4 слов.
  • В период с 3-х до 4-х лет ребенка формируется связной язык. Словарный запас растет от 400-700 слов в 3 года до 900-1200 слов в 4 года.

Признаки задержки речевого развития на разных стадиях языкового онтогенеза:

  • Низкая активность гуления и лепета, беззвучность.
  • Отсутствие реакции на звук в возрасте 1 года.
  • Невозможность повторения чужих слов у ребенка при задержке речевого развития в 2 года.
  • В 1,5-2 года на слух выполнять действия и указания родителей.
  • Неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте двух лет.
  • К трем годам полное отсутствие собственной речи.
  • Преимущественное использование ребенком мимики или жестов.

Варианты диагностики задержки развития речи

Чтобы диагностировать задержку речевого развития у ребенка 3-х лет нужно проконсультироваться с комиссией специалистов. Заключение предоставляют педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр и психолог, логопед.

  • Педиатр оценивает соматический статус, предварительно определяет возможные причин задержки речевого развития и направляет ребенка к специалисту соответствующего профиля.
  • Неврологический осмотр (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы) необходим для выявления органических поражений головного мозга.
  • Посещение детского отоларинголога проводится для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  • Логопедические исследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключение медицинских специалистов, моторного развития детей.
  • Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития (задержку речи необходимо отличать от аутизма, мутизма, олигофрении) используются:
    • денверский тест психомоторного развития;
    • шкала Гриффитс (психомоторного развития);
    • шкала раннего речевого развития;
    • шкала Бейли.

Помощь при задержке речи у ребенка

Массаж и ЛФК у детей (фото: www.dunkan-medi.ru)

Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Если есть задержка развития речи у детей 3-4-хлет, назначается специальное лечение. Для этого следует проводить специальные упражнения. Они связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания и постановки речи. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме. Если в основе задержки речевого развития у детей 2-3-х лет лежит дисфункция мозга, назначается детским неврологом:

  • Прием ноотропных препаратов.
  • Массаж.
  • Транскраниальная микрополяризации.
  • Магнитотерапия.
  • Электрорефлексотерапия.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детей с задержкой речевого развития, необходимы занятия с логопедом и детским психологом. Эти занятия при задержке речи у ребенка 3-х лет можно проводить как лечение в домашних условиях. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковых и подвижных игр, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные языковые игры и упражнения). Следовать рекомендациям лечащего врача.

Совет врача! Лечение при задержке речи у ребенка с двух до пяти лет должно быть систематическим и проводиться под наблюдением врача

Профилактика задержки развития речи у детей

Разговор матери и ребенка перед родами (фото: www.beremennuyu.ru)

№п/п

Профилактика

1

Будущим мамам рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления, так как еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери

2

Речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Нежелательно говорить с ребенком не искажая слова уменьшительно-ласкательным способом. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их правильно

3

С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Надо хорошо массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком

4

Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи разной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами разной формы

5

Ближе к году с малышом можно начинать проводить гимнастику артикуляции: растяжение губ в улыбку, сжатия губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 и 2 года тоже будут очень полезны

Важно! Немедленно обращайтесь к врачу, если не знаете, что именно делать, при возникновении новых симптомов, не наблюдавшихся у ребенка ранее