Зпр как лечить


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Бруксизм: почему человек скрипит зубами во сне

Клиническая картина

Признаки патологии психического развития проявляются довольно рано:

  • Достигнув второго месяца жизни, малыш никак не реагирует на свою маму, не узнает ее и не проявляет к ней интереса;
  • Отсутствия «гуления» на третьем месяце жизни;
  • После полугода ребенок не может разграничить чужого и близкого человека между собой;
  • Малыш не может играть игрушками самостоятельно на 8-9 месяце своей жизни;
  • К году ребенок не может строить элементарные слова: «мама», «папа», «баба» и т.д.

Симптомы нарушения моторного развития:

  • Неспособность ребенка держать головку к трем месяцам;
  • К полугоду ребенок не умеет переворачиваться с живота на спину, не может сидеть;
  • До года малыш не умеет стоять, плохо ходит.

Чем раньше родители выявили нарушения в психомоторном развитии, тем больше вероятность успешного лечения малыша. По достижению 5-летнего возраста терапия ребенка затрудняется и может не дать нужных результатов, а вот в первые два года жизни лечение таких детей проводится довольно успешно. Однако, помимо симптоматики, стоит учитывать и индивидуальные особенности, и возможную вариацию вышеперечисленных симптомов. Только после посещения врача-невролога и проведения ряда диагностических процедур может быть поставлен диагноз «ЗПР».

Диагностика

Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия. Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа. Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье  выше.

Лечение задержки развития

Лечение ЗПР направлено на терапию основного заболевания. При легком течении ЗПР в альтернативу медикаментозной терапии предлагается массаж, ЛФК, развивающие игры. В дальнейшем допустимо применение витаминных комплексов. При более тяжелых случаях и запущенной ЗПР рекомендуются ноотропы, нормотимики. Обязательна консультация психолога и логопеда, если есть сильные дефекты речевого развития.

В составе комплексного лечения хороший эффект дает иппотерапия. Иппотерапия – это выполнение рекомендаций врача верхом на лошади. Нельзя не заметить отличный эффект от применения этого метода у школьников и дошкольников:

  • Метод позволяет малышу лучше концентрироваться на нужных вещах, учит проявлять ответственность;
  • Способствует постановке целей и задач, ребенок знает, чего хочет и пытается этого добиться;
  • Улучшает настроение, память, мышление и помогает в должной мере развить у малыша познавательную функцию;
  • Иппотерапия позволяет грамотно планировать свое время, восстанавливает психоэмоциональный фон и развивает у ребенка желание быть в социуме;
  • Оказывает хорошее влияние на кровоснабжение и развитие опорно-двигательного аппарата, является хорошей профилактической мерой для предотвращения формирования сколиоза.

Буря эмоций от езды на лошади заставляет ребенка делиться своими ощущениями со сверстниками  и взрослыми, что нормализует социальные контакты и способствует активации познавательных процессов.

Профилактика

Для предотвращения ЗПР беременной женщине должна быть проведена беседа о негативном влиянии на плод вредных привычек, о важности отдыха и избегании стресса, своевременном лечении сопутствующих заболеваний. Диагноз ЗПР чаще всего фигурирует в детской карте ребенка 5-6 лет и ставится методом исключения, так как существует много других неврологических патологий со схожей клинической картиной. Диагностирование данного заболевания затруднено еще и потому, что врач способен только субъективно сравнить между собой международные нормы и полученные результаты от пришедшего на прием пациента. Как известно, нормы могут варьировать, поэтому вполне может быть такая ситуация, что патологии в данном случае, как таковой и нет. Однако здесь стоит отметить тот факт, что развивающие игры с ребенком, массаж и другие лечебные процедуры никак не окажут на здорового ребенка негативного влияния,  а даже наоборот. Поэтому при подозрении на ЗПР рекомендуется показать своего ребенка врачу. Всегда проще провести профилактические меры, чем лечить поздно выявленное заболевания.

Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.

Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?

Что представляет собой задержка психического развития у ребёнка

Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.

Почему не все дети развиваются соответственно нормам

Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.

Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.

Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.

Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.

Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка.  Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.

Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.

Менее распространенные причины

Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.

Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.

Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.

Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.

По статистике, лишь 20% родителей читают с ребенком развивающие книжки! А ведь это — залог будущего ребенка!

Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.

По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:

  • биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
  • социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).

Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.

Разновидности задержек психического развития в детском возрасте

Вид ЗПР Основные характеристики
Конституционная Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте.
Психогенная Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека.
Соматогенная Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия.
Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме).
К последствиям соматогенной ЗПР относятся:

капризы без причины;

повышенная нервозность;
страхи;
нездоровые комплексы.

Церебрально-органическая Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:

  • умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
  • дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
  • у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.

Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.

Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.

Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка

Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.

  1. Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
  2. Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
  3. Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
  4. Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
  5. Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
  6. Развиваются различные нарушения речи.
  7. У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
  8. Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.

Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР

Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.

  1. Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
  2. Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны.  У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.

Осложнения и последствия при задержках психического развития

Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.

Особенности диагностики задержек психического развития

Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.

Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.

Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:

  • речевое развитие;
  • восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
  • мышление;
  • память;
  • изобразительная деятельность;
  • умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
  • навыки школьного обучения;
  • уровень самосознания и коммуникабельности;
  • внимание.

В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.

Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте

Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.

Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.

После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.

Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.

Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:

  • гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
  • антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
  • Глицин;
  • Аминалон, Пирацетам;
  • Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
  • лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).

Как проводить профилактику проблем психического развития

Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

  • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
  • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
  • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
  • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
  • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.

В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.

Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!

Зависит от причин, бывают биологические (например в родах была гипоксия, пострадал головной мозг) , бывают социальные (например какая то травмирующая ситуация) . Я думаю никто заранее не скажет про конкретного ребенка — это не излечимо. Это ведь такая загадочная материя — мозг …Есть люди, живущие нормальной жизнью с осколком в голове …
Нужны корректирующие занятия, терпение, настрой и любовь.

Зпр не приговор! Нужно заниматься с ребенком. Необходима диагностика и совет психолога.

ЗПР -это не диагноз, чтобы его лечить. Это всего навсего Задержка психического развития. ЗАДЕРЖКА.
Просто детки бывают на какой-то стадии начинают тормозить в развитие. Но это не крест на судьбе и развитие ребёнка. Я работаю в школе, где есть классы коррекции. Вот от таких классов я бвы оберегала этих детей. В них есть и положительные стороны ( наполняемость 6-12 человек) , но это единственный положительный момент на сегодня. Лучше индивидуальные занятия. Таким детям необходимо повышенное внимание. Им нужен «толчок» . Там где все детки с задержкой такого толчка не будет, не на кого ровняться, ни к чему нет стремления Если ЗПР-это единственное, что говорят врачи, то это не беда. (просто Задержка тоже бывает разного вида, только у нас почему-то даже действительно больных малышей, серьёзно больных, причисляют к ЗПР)

если задержка психологического развития не органического характера ( т. е. не затронуты мозговые функции) , то коррекция проходит весьма успешно.

Нужно лечить причины, а не следствие. Согласна с Птахой, но от себя добавлю, что стоит обратиться в специализированный медицинский центр.

главное-такого ребёнка любить, ведь это действительно, не приговор. развивающие игры, пальчиковые игры, развитие мелкой моторики, ведь если развивается рука, то развивается и мозг, как это ни странно слышать. в моей практике было очень много деток, притормозивших, но терпение, любовь и занятия сделали казалось бы чудо! конечно главными должны быть родители, а воспитатели и учителя только помощниками. если ребенок мал, плохо говорит, больше с ним разговаривайте сами и каждодневные пальчиковые гимнастики, растирания пальчиков рук — из собственного опыта. результат поразительный!!!!

Моему племяннику такой диагноз поставили в 4 года, они с сестрой лечились в Самаре в «Реацентре» — это лучшее детское отделение неврологии и рефлексотерапии в стране, ездили туда несколько раз и постепенно ребенок наверстал своих сверстников. Сейчас племяннику 8 лет, учится в школе с обычными детьми не хуже других. Вот координаты этого центра <a rel=»nofollow» href=»http://www.reacenter.ru/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya/» target=»_blank»>http://www.reacenter.ru/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya/</a> можете почитать там же и про способы лечения, там очень хорошие специалисты и технологии современные.

Моя коллега тоже возила дочь с диагнозом ЗПР в Самару в «Реацентр» им тоже помогло лечение.